Премия Рунета-2020
Ямал
+10°
Boom metrics

Перечень молочных продуктов, которые стоит покупать с опаской

От 30 до 60 % проб содержат растительные жиры, о которых производители не пишут на упаковке
В связи с засухой молоко подорожает, но незначительно

В связи с засухой молоко подорожает, но незначительно

Фото: Мила СТРИЖ

В эфире радио КП заместитель министра сельского хозяйства Илья Шестаков, руководитель Департамента торговли Москвы Алексей Немерюк, председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко рассказывают корреспонденту отдела экономики газеты «Комсомольская правда» Юле Макаровой, что будет с ценами на молоко ближайшей осенью.

Макарова:

– С вами программа «Только у нас». Сегодня мы поговорим об одном из самых важных продуктов в нашем рационе – о молоке. Расскажите нам, что же будет с ценами на молоко ближайшей осенью.

Шестаков:

– Если говорить про молоко, то в условиях засухи, которую мы сейчас наблюдаем, цены незначительно начали повышение. Но это и хорошо. Это позволит нашим сельхозтоваропроизводителям получить ту рентабельность и наращивать объемы производства молока. Мы видим, что и прирост идет значительный – за эти 8 месяцев уже 2,5 % прирост производства сырого молока происходит. И цены после сезонного снижения постепенно повышаются. Сейчас цена закупки без НДС составляет 12,5 рублей, это достаточно хорошая цена для сельхозтоваропроизводителя. Если говорить о потребительском рынке, то здесь цены не подвержены сезонным колебаниям. У нас они в торговле постоянно одни и те же, с постепенным увеличением на уровень инфляции. Каких-то серьезных изменений на потребительском рынке в ценах на молоко тоже ожидать не следует.

Макарова:

– По экспертным оценкам, на сколько вырастут ценники в супермаркетах?

Заместитель министра сельского хозяйства Илья Шестаков

Заместитель министра сельского хозяйства Илья Шестаков

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Шестаков:

– Я думаю, что ключевой вопрос, мы все всегда прошлое забываем, только думаем о настоящем. Первое полугодие и до этого момента у нас практически не было никакого роста цен на полках. У нас заявленная инфляция 7 % в этом году. Поэтому в любом случае, скорее всего, в осенний период произойдет поэтапный рост, который будет отражать инфляционные процессы, то есть будет рост цен на молочную продукцию однозначно, не в пределах уровня инфляции. А уже дальнейшее будет зависеть от мировой конъюнктуры. Сегодня мировые рынки растут. Есть и определенный эффект засухи. Но у нас есть и сдерживающий противовес. Вступление в ВТО означает, что у нас появляется дополнительная конкуренция с точки зрения импортной продукции. И этот фактор может также сыграть определенную роль в сдерживании роста цен на молочную продукцию. В любом случае, по инфляции продукция будет расти, как и все остальное. Как минимум – по инфляции.

Макарова:

– У нас была объявлена настоящая «охота на ведьм», ведьмами в тот раз сочли посредников, которые отнимают маржу у сельхозпроизводителей. Как борются в Москве с этой напастью? Получат ли сельхозпроизводители заслуженные деньги за свою продукцию?

Немерюк:

– Мы рассчитываем на то, что та цена, которая сложилась на рынке, повышаться особо не будет. К сожалению, уровень потребления молока все еще не дотягивает до тех норм, которые рекомендует РАМН. И на сегодняшний день составляет порядка 270 кг в год на человека. Если говорить о торговопроводящей сети, то те наценки, которые существуют, позволяют снивелировать этот рост. Цена на молоко 12,5 рублей у сельхозпроизводителя. У поставщика, который отпускает уже переработанное, пакетированное молоко, в сети, от 25 до 30 рублей. И сети реализуют уже от 45 до 50 рублей. Это мы говорим о стандартном молоке. Понятно, что можно найти некие бренды, которые рекламируют и позиционируют себя как натуральное молоко, живое, непосредственно прямо с фермы. И до 100 рублей такие цены тоже в Москве присутствуют. Мы понимаем, что какого-то взрыва не будет. А если он произойдет, понятно, что молоко – социальный продукт, что у нас есть достаточно большое количество аккредитованных магазинов, которые реализуют продукцию по ценам не выше среднестатистических по Москве. И при этом по социальной карте также предлагают скидки, льготы для наших слабо защищенных слоев населения.

Макарова:

– Среди того молока, которое мы видим на прилавках, сколько продукта, который действительно имеет право называться молоком?

Даниленко:

– В целом у нас, к сожалению, в России идет устойчивая тенденция к различным продуктам, которые не стопроцентно сделаны из молока. Мы видим, что идет рост доли сырных продуктов, а не сыра. Различных продуктов с использованием заменителей молочного жира. Когда это делается официально, мы это понимаем, мы осознаем, что потребитель ищет продукцию подешевле или с какими-то вкусовыми добавками. Но, к сожалению, мы, союз, еще и видим, что есть большое количество продукции, которая не соответствует маркировке, где используют растительные жиры.

Макарова:

– Большое – это какое?

Даниленко:

– По различным оценкам, есть основные продукты риска. Это до недавнего времени особо серьезный вопрос был со сгущенным молоком. Сливочное масло, сметана, творог и плавленые сыры.

Макарова:

– Это все в упаковках, на которых не написано…

Председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко

Председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко

Даниленко:

– Это упаковка, где не написано, что используются растительные жиры. Но при анализе мы находим, что там в наличии растительные жиры. Мы по разным категориям от 30 до 60 % проб, которые мы берем, находим фальсификат. Но опять же, мы берем пробы с продуктов особого риска. Мы специально выбираем с полок продукцию, которая особо низкая по цене. Мы берем продукцию мало известных, подозрительных производителей. Мы специально ищем ту продукцию, которая вызывает у нас наибольшую тревогу. Я могу смело сказать, что основные производители, крупные бренды, которые известны, конечно, аккуратные и дорожат, стараются сохранять свое имя. Но, к сожалению, есть и те, которые используют эти растительные жиры. И мы сегодня оцениваем, что потребление нашими гражданами молока натурального, полезного было бы процентов на 30 больше, если бы мы сегодня стопроцентно были бы уверены в качестве той продукции, которая на полках. Этот факт даже отпугивает потребителя часто от приобретения продукции. Мы хотим восстановить доверие к молочной продукции и к молоку в целом, как очень важному продукту для нашего рациона.

Макарова:

– В Москве прибавилось производителей, которые готовы снабжать город молоком. Насколько жестко контролируется все, что поставляется в Москву?

Руководитель Департамента торговли Москвы Алексей Немерюк

Руководитель Департамента торговли Москвы Алексей Немерюк

Немерюк:

– С 1 июля Москва обзавелась своими сельхозпроизводителями. У нас 29 предприятий животноводческих и сельхоз, которые производят различную продукцию. Из них 9 достаточно крупных. Это и федеральные предприятия, которые производят молочную продукцию. На сегодня, если говорить о цифрах, 16,5 тысяч голов крупного рогатого скота, из них 7,5 тысяч – поголовье молочное. Они производят порядка 50 тысяч тонн продукции в год, которая в основном как раз поступает на московский рынок. С переходом прав от одного субъекта федерации к другому поменялись, несколько ужесточились требования. Мы это уже ощущаем. Ветслужба, которая работает в Москве, предъявляет более высокие стандарты к той продукции, которая идет на столы москвичей. В том числе там выросла несколько и стоимость этих проверок, проб и анализов. Я думаю, что несмотря на то, что продукция вырабатывается, нон-стоп идет на столы наших жителей, здесь проблем нет, качество контролируется достаточно жестко.

Макарова:

– А насколько сурово Минсельхоз готов вести себя с теми, кто нарушает требования по качеству к молоку?

Шестаков:

– Я бы хотел сказал, когда здесь говорят о фальсификате, не нужно забывать, что говорят о том, что эта продукция не является вредной для организма человека. Просто на упаковке не обозначено, что там использовали заменители молочного жира. Пить такое молоко можно. Здесь вопрос больше в экономической составляющей.

Макарова:

– А есть ли молоко, которое пить нельзя?

Шестаков:

– Такие случаи редки, они сразу же отсекаются. В основном в большей степени, когда мы говорим о Минсельхозе и о техническом регламенте, мы говорим о безопасности. За безопасностью идет жесткий контроль. В этом плане работа проводится достаточно серьезная. А вот когда мы говорим о том, что вводятся в заблуждение покупатели, когда не написано, что это смесь молока с растительными жирами, вот здесь это и отпугивает от молочных продуктов – настоящих, натуральных. В целом это экономическая ситуация. Такие молокосодержащие продукты имеют право на жизнь, они экономически для некоторых слоев населения дешевле. Просто мы должны понимать, что если я покупаю дешевое, то я покупаю менее качественное. В этом фальсификат. И здесь мы поддерживаем те требования, которые сейчас предлагает ввести Союзмолоко. Ужесточение требований по проверкам, по объемам штрафов. Но это в меньшей степени функция Минсельхоза, в большей степени проверка идет уже на торговых площадках, это функция Роспотребнадзора.

Макарова:

– Как часто нужно проверять прилавки магазинов?

Даниленко:

– Все, что происходит, зависит от степени социальной ответственности и степени наказания за нарушение правил. Если бы у нас была штатная ситуация, не было бы избыточной проблемы с фальсификатом. В Евросоюзе инспектор может прийти и проверять предприятие в любое время дня и ночи.

Макарова:

– А у нас не может?

Даниленко:

– Не может. Но при этом это не означает, что инспектора Евросоюза не вылезают из предприятий и постоянно кошмарят их проверками.

Макарова:

– Есть риск, что наши будут кошмарить.

Даниленко:

– В том-то и дело. Поэтому мы должны найти какое-то компромиссное решение. Должны быть реальные последствия за нарушения, но для этого и наши проверяющие органы должны иметь соответствующие полномочия. Я лично считаю, что недостаточно сегодня полномочий у проверяющих органов, и это влияет на то, что перерабатывающие предприятия этим пользуются. В конечном итоге это вопрос нашего с вами здоровья. Если бы мы сегодня навели порядок, то это не означает, что нам нужно постоянно держать всех в ежовых рукавицах. Мы просто должны сделать так, чтобы, если ты нарушил, то наказание было бы неизбежным.

Макарова:

– И сколько в деньгах?

Даниленко:

– В европейском сообществе есть примеры, как в Польше, они установили в размере годового оборота предприятия. Это хороший стимул. Сразу качественная продукция. А в США штрафные санкции иногда доходят до такого уровня, что предприятию остается только закрыться. Идет потеря репутации. Нужна ответственность. Сегодня ответственность выливается в 50-100 тысяч рублей. А сверхприбыль у тебя миллионы или десятки миллионов. Ты не будешь обращать внимание на эти штрафные санкции.

Макарова:

– До свидания.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>