Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество28 декабря 2023 15:40

Читатели «Комсомолки» поддержали изменения в системе автомобильного страхования

«Комсомольская правда» и Российский союз автостраховщиков (РСА) завершили очередной социологический опрос автомобилистов – читателей нашей газеты
Большинство водителей считают, что ОСАГО развивается в правильном направлении. Фото: freepik

Большинство водителей считают, что ОСАГО развивается в правильном направлении. Фото: freepik

ЗА ГОД ПОЛИСЫ ПОДЕШЕВЕЛИ НА 223 РУБЛЯ

«Комсомольская правда» вместе с Российским союзом автостраховщиков (РСА) провели опрос читателей, чтобы выяснить, удобно ли им пользоваться страховыми полисами ОСАГО. В опросе приняли участие 753 человека практически из всех российских регионов, в том числе Севастополя и Крыма.

Народ большей частью взрослый, серьезный, с высоким опытом вождения. Почти 90% перешагнули 40-летний рубеж, а у более 90% отвечавших стаж превышает 10 лет. Традиционно сложилось у нас, что большинство отвечающих – мужчины, их доля составила 80%.

Примечательно, что в опросе активное участие приняли не только автолюбители, но и таксисты – их было почти 16%.

Спасибо, друзья, за активность и гражданскую позицию. Ваши ответы помогают страховщикам понять, верный ли они выбирают курс в определении условий ОСАГО. И если что – скорректировать его.

Итак, что же показал наш опрос? Прежде всего он развеял миф о якобы постоянном росте стоимости полиса ОСАГО. За минувший год у трети отвечавших она не изменилась или изменилась несущественно, у 40% – выросла менее чем на 3 тыс. руб. и почти у 7% отвечавших – уменьшилась.

А теперь объективные цифры. Оказывается, средняя стоимость полиса снизилась. Так, если в январе 2023 года средняя премия по ОСАГО составила 8035 рублей, то за январь – ноябрь 2023 года – 7812 рублей. На 223 рубля ниже (3%). При этом средняя выплата по ОСАГО весь год росла. Если в первом квартале она, по данным РСА, составила 82 836 рублей, во втором – 86 545, в третьем – уже 93 097 рублей, то в октябре достигла нового рекорда и составила 100 698 рублей, впервые превысив отметку 100 тыс. рублей. Только в ноябре она несколько снизилась благодаря стабилизации ситуации на рынке запчастей и составила 91,6 тыс. рублей.

– В прошлом году полисы дорожали из-за роста стоимости запчастей и расценок на ремонтные работы, но в этом году стоимость ОСАГО начала заметно снижаться – конечно, это коснулось тех, кто ездит аккуратно и не попадает в ДТП, – прокомментировал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор движения «Синие ведерки», член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов.

ПРЕТЕНЗИИ К ОСАГО – НА ИСТОРИЧЕСКОМ МИНИМУМЕ

Большинство водителей считают, что ОСАГО развивается в правильном направлении. Большая часть респондентов ответили, что видят и поддерживают позитивные изменения. 37,8% отвечавших полностью согласны с индивидуализацией тарифов, так как «не хотят переплачивать за лихачей», 34,4% отметили, что «купить полис становится проще», а 27,5% – что им «нравится развитие электронных сервисов (приложения страховых компаний, возможность покупки электронного полиса, возможность оформить ДТП по Европротоколу со смартфона и т. д.)».

– Количество претензий к ОСАГО находится на историческом минимуме, – сказал Шкуматов. – И даже те претензии, которые высказываются сейчас, на самом деле относятся к прошлому периоду, 5–10 лет назад. Просто люди об этом помнят, и когда есть возможность высказаться, они об этом говорят.

ЕЗДИТЬ БЕЗ СТРАХОВКИ – ЭТО САМОНАДЕЯННОСТЬ

Но есть и те, кто говорит, что им не нужен полис ОСАГО. Почему же? Вот их резоны: «Я не попадаю в аварии», «Легче несколько раз заплатить штраф, чем купить полис», «Реальная страховка – это только каско».

Такие ответы вызывают недоумение.

– Те, кто говорит, что им не нужен полис ОСАГО, глубоко заблуждаются, – предостерегает Шкуматов. – По каско застрахован только каждый десятый автомобиль. Тут надо понимать принципиальную разницу. По каско водитель страхует возмещение вреда своему автомобилю, а по ОСАГО – страхует свою ответственность в случае повреждения чужой машины. Уповать на каско вместо ОСАГО – это утопия. Такая схема, когда один вид страхования может заменить другой, возможна только при условии, что каско есть у всех поголовно. Но это невозможно – каско слишком дорогой продукт.

Еще один мотив отказа от ОСАГО – самонадеянность.

– Говорить: «Я не попадаю в аварии» может только очень несерьезный человек, – считает Шкуматов. – Не надо зарекаться, на дороге всякое бывает. Вот посмотрите, какой снежный коллапс был на Урале на днях, какие гололеды бывают, когда автомобиль скользит и водитель ничего не может с ним поделать, – в таких условиях даже очень опытный водитель может попасть в аварию. Будет ли он готов выплачивать до 400 тыс. руб. ущерб от аварии и до 500 тыс. руб. ущерб жизни и здоровью? А если человек долго ездит без аварий, то страховка для него минимальна, поэтому я всем, даже самым аккуратным и осторожным, советую все же страховаться.

ПОЛИС ДЛЯ ТАКСИ МОГ СТОИТЬ И ДОРОЖЕ

Много разговоров о дороговизне полисов ОСАГО для водителей такси. Но разберемся, можно ли такие расценки назвать несправедливыми?

Такси является самым аварийным сегментом ОСАГО. По данным РСА, частота страховых случаев для такси, то есть частота спровоцированных ими ДТП, по итогам 2022 года составила 34,6%. Это почти в семь раз больше, чем частота страхового события в целом по РФ (5,2%).

– Аварийность в такси остается на высоком уровне уже несколько лет, – говорит Шкуматов. – По нашим последним исследованиям, средний пробег автомобиля такси в год – 63 тыс. км. А у обычного авто – 17 тыс. То есть у такси пробег в 4 раза больше. А аварийность – в 7 раз больше. Получается, что при подведении к общему знаменателю автомобиль такси на дороге почти в 2 раза более опасен, чем среднестатистический автомобиль.

По словам эксперта, в среднем полис для такси стоит примерно 30 тыс. руб.

– С учетом того, что каждое третье такси попадает в аварию, а средний размер убытков – 100 тыс. руб., получается, что каждый год автомобиль такси причиняет убытков другим авто на 33 тыс. руб. И выходит, что средний страховой полис для такси даже не компенсирует убытков страховым компаниям!

Какой же выход?

– Единственный способ как-то урегулировать ситуацию с ценой полиса для такси – это снизить аварийность в этом сегменте, – говорит Шкуматов. – Те, кто говорит, что стоимость полиса для такси слишком высока, пусть посмотрит, сколько аварий происходит по вине таксистов – огромное количество. У такси есть потенциал для снижения аварийности. Нужно аккуратнее ездить, не перерабатывать, чтобы не засыпать за рулем, повышать уровень профессионализма. А то ведь в такси текучка кадров составляет 40%. Люди не успевают наработать опыт, профессионализм. Удастся поднять уровень – тогда и аварий будет меньше, и цена полиса пойдет вниз.

Интересно, что почти 9% таксистов не знают, что безаварийные водители платят за полис ОСАГО меньше аварийных. В то же время 63,3% хорошо знают про это и «что-то слышали» – 27,8%.

СКИДКИ ЗНАЕМ, БОНУС – НЕТ

Тема полисов ОСАГО не сходит с газетных страниц. У кого-то может возникнуть ощущение, что перекормили. Но опрос показал, что, наоборот, ощущается нехватка информации.

Например, почти 28% автомобилистов не знают, что такое КБМ – коэффициент «бонус-малус», который применяется для индивидуализации тарифа: тем, кто ездит без аварий, дается бонус, то есть скидка, а тем, кто часто попадает в ДТП, начисляется малус – то есть надбавка.

При этом о том, что высокоаварийные водители платят за полис больше, а аккуратные водители могут получить скидку, не слышали только 13,7% респондентов.

– Ну тут нет ничего ни страшного, ни странного, – говорит Шкуматов. – Хорошо, что люди знают главное: аккуратнее ездишь – получаешь скидку и наоборот. – Это вопрос терминов. Думаю, многие просто не ассоциируют эти три буквы КБМ со скидками на полис – надо им объяснять, что это оно и есть. Иного спроси: «Про скидки за езду без ДТП знаете?» И каждый ответит: «Знаем!» А про коэффициент бонус-малус? Тут ответят: «Что за высшая математика? На каком языке вы со мной говорите?» А это одно и то же. Значит, нужно активнее проводить разъяснительную работу.

Еще одно белое пятно для многих автолюбителей – возможность для каждого гражданина участвовать в обсуждении развития института ОСАГО.

Так, более половины автовладельцев (50,9%) пока еще не знают, что на сайте РСА с 2022 года в открытом доступе размещаются проекты новых справочников средней стоимости, по которым рассчитываются выплаты по ОСАГО. Знают об этом 14,2%, «что-то слышали» – 24%. При этом значительное большинство респондентов (70%) полагает, что общественное обсуждение справочников перед введением их в действие необходимо и помогает сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачной. Так вот оно, всё есть, участвуйте.

– Такие публикации с возможностью обсуждения и интерактивного участия – важный элемент открытости и гласности в системе страхования, – говорит Шкуматов. – Но ничего удивительного в такой реакции я не вижу. Это информация для профессиональных участников рынка, например, для работников станций техобслуживания, которые по этим справочникам будут получать компенсации за ремонт. И когда работники СТО заинтересованы в том, чтобы суммы компенсаций были адекватными, они изучают данные, корректируют их, если требуется. А страховщики оперативно на это реагируют. Это масштабное исследование, которое 4 раза в год проводят по всей стране. Изучается реальная стоимость каждой детали не только в Москве, но и в регионах. Ценная статистическая информация, могут закрасться ошибки – и открытость информации позволяет участникам рынка своевременно подкорректировать ошибку. А для обычного автовладельца эта информация в целом избыточна, хотя и ему никто не запрещает поделиться своими наблюдениями и пожеланиями.