Премия Рунета-2020
Оренбург
+12°
Boom metrics
Общество5 января 2023 13:00

Все меняется, кроме елки: в семье Ангеловых-Завалишиных из Оренбурга хранят старинные новогодние игрушки и легенды о них

В оренбургской семье новогодние игрушки стали настоящей реликвией
Татьяна Ангелова
Новогодние игрушки в семье хранят как реликвию. Фото из архива Татьяны Ангеловой

Новогодние игрушки в семье хранят как реликвию. Фото из архива Татьяны Ангеловой

Этой доброй рождественской историей с Orenburg.kp.ru поделилась Татьяна Ангелова. Она давно живет в Москве, но каждый год приезжает в родной Оренбург к родителям, чтобы вместе нарядить елку старинными игрушками, которые стали семейной реликвией:

Мечтали о стеклянной игрушке

- Традиция наряжать елку не просто так, а придумывая легенды для детей, повелась у нас от моего дедушки по маминой линии Завалишина Ивана Ивановича. Он вообще любил рассказывать сказки, каждый гостинец, подарок сопровождался какой-нибудь легендой. Ну а сочинить историю про новогодние игрушки для него вообще было в порядке вещей. Он ушел, когда мы с сестрой были совсем маленькие, но те истории мы до сих пор помним, в свое время рассказывали своим детям, ну а они, думаю, будут передавать дальше.

Первая елка в мамином доме появилась накануне 1947 года. И для страны были непростые времена. И для народа. Жили они в Оренбурге, тогда – Чкалове, в Форштадте, на Кавалерийской 66. Мама была совсем крошечная, но она до сих пор помнит, что дедушка не просто поставил елку, а сделал ее крутящейся, а еще по какому-то советскому журналу типа «Сделай сам» собрал гирлянду с переключением режимов. Для тех времен это было что-то невероятное.

Многие игрушки помнят послевоенное детство Веры и ее друзей. Фото из архива

Многие игрушки помнят послевоенное детство Веры и ее друзей. Фото из архива

Мама ( Вера Ивановна Завалишина-Ангелова) рассказывает, что дедушка тогда только начинал работать в типографии «Южный Урал» и был обычным электриком. И чтобы сделать эту гирлянду, он целый год собирал перегоревшие лампочки. Потом они эти лампочки красили в разные цвета масляной краской и только потом уже их собирали в гирлянду. Сейчас странно даже представить, что тогда у него была мечта: чтобы на каждой ветке елки была хотя бы одна стеклянная игрушка.

Бабочка ручной работы до сих пор украшает елку. Фото из архива семьи

Бабочка ручной работы до сих пор украшает елку. Фото из архива семьи

Первая стеклянной, и единственной на той семейной елке 47 года, был Клоун. Дедушка тогда рассказал, что встретил по дороге домой Лисичку, которая и подарила его, чтобы в нашем доме были всегда радость и смех. Этот Клоун, которому уже больше 70 лет, до сих пор занимает одно из почетных мест на нашей елке. Конечно, у него и колпак повредился, и краска кое-где облезла, но мы его бережно храним.

Делали из подручных материалов

На той первой маминой елке было всего 4 магазинных игрушки: Kлоун, Синичка из папье-маше, она конечно тоже встретилась моему дедушке по дороге домой, стеклянный шарик с незабудками и картонные Бабочка и Петушок.

Мама тогда не раз выходила специально на улицу, желая тоже встретить сказочных персонажей. Но ей они почему-то не попадались.

Маленькая Вера все никак не могла встретить синичку, подарившую игрушки. Фото из семейного архива

Маленькая Вера все никак не могла встретить синичку, подарившую игрушки. Фото из семейного архива

Зато было организовано производство собственных игрушек, в котором участвовали все многочисленные родственники Завалишиных. Для этой волшебной миссии они приходили на Кавалерийскую с Аренды (район Оренбурга – ред.) пешком. Тогда транспорта не было. Отвечала за производство моя бабушка – Евдокия Семеновна. Картонные Бабочка и Петушок, были размножены из картона и раскрашены масляными красками( краска разводилась обычным подсолнечным маслом, сохла долго, и приходилось, чтобы не размазался рисунок, наносить отдельно каждый цвет. Дедушка принес из типографии отходы от корешков книг разных цветов, и бабушка из них сделала корзинки для новогодних ягод: вата с манкой, покрашенная в красные чернила, превращалась в клубнику, а вата с пшеном, покрашенная в синие чернила – в ежевику. Вся елка была завешана самодельными снежинками, цветами и снегом из ваты. Завершала елку пятиконечная красная Звезда, ну а под елкой, как и положено, стояли куклы, наряженные в костюмы Деда Мороза и Снегурочки.

На праздник собирались в дом к бабушке и дедушке дети со всей округи. На этой елке было все как положено: хороводы с Дедом Морозом и Снегурочкой, песни и танцы под аккомпанемент баяна, конкурсы, чтение стихов, чаепитие со сладостями и бесплатные подарки в пакетах с новогодней символикой. Тогда даже это было невероятной редкостью. В пакеты раскладывались грецкие орехи, яблоко или апельсин, карамельки, ириски, две шоколадные конфеты «Мишка на севере», «Пилот» и что-то из выпечки. Представляете, мама до сих пор помнит все эти подробности.

Тот самый клоун, о котором мечтал дедушка. Фото из семейного архива

Тот самый клоун, о котором мечтал дедушка. Фото из семейного архива

Выпечка тети Дуси

Это было событие, в котором с радостью участвовали и соседи. Одна из соседок Евдокия Судакова. (Возможно она и сейчас жива или ее дети-внуки живы, и читают эту заметку) к празднику приносила огромный таз с выпечкой для подарков. В декабре обычно она караулила маму со школы и просила передать родителям, что она сама напечет для подарков всякие сладости, мол у нее они получаются лучше, чем у кого-бы то ни было в Форштадте, просила только принести муки для выпечки. Спустя какое-то время она снова встречала маму и сообщала, что и мука не нужна, она сама купит: тогда белая мука была большой редкостью, хлеб люди ели серый, из отрубей или просто грубого помола, поэтому сдоба из белой муки были тоже событием. В итоге перед утренником эта баба Дуся Судакова приходила с огромным тазом выпечки, накрытым белоснежной накрахмаленной салфеткой, и следила, чтобы ее необыкновенные сладости достались каждому ребенку. И это был ритуал, который повторялся каждый год.

На праздники в дружный дом Завалишиных собиралась вся округа. Фото из архива Татьяны Ангеловой

На праздники в дружный дом Завалишиных собиралась вся округа. Фото из архива Татьяны Ангеловой

Игрушки Самовар, Кофейник и Чайник как символы гостеприимства появились на семейной елке позже... морские флажки, фонарики, сосульки, гирлянды из матрешек, сказочные персонажи... Все имеют свою сказочную историю.

Сейчас у нас большая семья, у каждого свой дом, каждый сам в своем доме ставит свою елку, и хотя игрушек у нас очень много, мы все по традиции, которая передалась нам от наших дедушек-бабушек, покупаем обязательно новые игрушки, а родительская елка в их доме - со старыми семейными игрушками-легендами – обязательное условие для каждого Нового года. В этом году родители сказали, что не будут ставить елку, потому что им тяжело ее наряжать, мы с сестрой живем в Москве и решили на эти новогодние каникулы не приезжать. Но приехал мой сын со своей семьей и сам установил и нарядил елку.

Татьяна давно живет в Москве, и теперь елку в доме ее родителей наряжает сын Костя. Фото из архива Татьяны Ангеловой

Татьяна давно живет в Москве, и теперь елку в доме ее родителей наряжает сын Костя. Фото из архива Татьяны Ангеловой

- Как это у бабушки-дедушки не будет елки?! - возмутился он, услышав заявление, что родители не собираются в этом году ничего наряжать и праздновать. - Я даже не собираюсь у них ничего спрашивать: хотят- не хотят. Это же наша традиция!

К ЧИТАТЕЛЮ:

Делитесь новостями, сообщайте о проблеме по номеру WhatsApp: +79873484462