Происшествия

Почему рухнул железнодорожный мост под Мурманском

Инженер-гидролог, изучавший русло реки Колы, рассказал о причинах катастрофы между станциями Кола и Выходной
Обрушение моста можно ыбл опредотвратить. Фото: Ruslan Tulupov

Обрушение моста можно ыбл опредотвратить. Фото: Ruslan Tulupov

Катастрофы, которая отрезала Мурманск по железной дороге от остальной страны, могло бы и не быть. Железнодорожный мост, одну из опор которого повредил сильный паводок на реке Коле, можно было спасти, если бы…

Вода вымыла землю из-под опоры

В 18.20 30 мая на пульт дежурного МЧС по Мурманской области поступило сообщение от диспетчера Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, что из-за интенсивного таяния снега и ставшего еще более бурным течения реки Колы подмыло насыпь опоры железнодорожного моста на перегоне между станциями Кола и Выходной. Из-за этого опора сместилась на 2 сантиметра. Движение поездов на мосту приостановили, и рабочие приступили к демонтажу пролетов.

- Мне сразу не понравились разговоры о том, что нужно менять пролеты. Опора, ребята, опора сдвинулась! Куда вы собрались ставить новые пролеты, если их опереть не на что? А почему опора поехала? Элементарно, Ватсон: вокруг нее образовалась воронка размыва, - говорит Сергей Кашин, инженер-гидролог, сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института, который в свое время писал диплом по русловым деформациям реки Колы. - Объясню на пальцах: любой объект, попавший в русло реки, сужает живое сечение потока, что ведет к локальному увеличению скорости потока вокруг этого объекта. Больше скорость течения – больше энергии у частиц воды, которые увлекают за собой донные отложения, больше воронка размыва. Если на дне песок, то размыть может прилично, если на дне валуны, то воронка размыва будет небольшой, правда, до тех пор, пока скорость течения не возрастет до таких значений, что уносить начнет и крупные камни.

Судя по всему, это и случилось на реке Коле в районе станции Выходной. Обильное половодье начало размывать грунт вокруг опор моста. Основание одной из них лишилось поддержки, опора сместилась, потянув за собой пролеты.

Виновата спешка

- Но это была всего лишь авария, а вот катастрофу организовали те, кто попытался спасти мост, - уверен Сергей Кашин. – Из лучших побуждений, чтобы поскорее добраться до поврежденной опоры и приступить к ее укреплению, была начата отсыпка перемычки от берега до опоры.

Видео, как прямо из вагонов в реку высыпают гранитную скалу, обошло весь интернет, а ведь именно в этот момент, по словам инженера-гидролога, и совершалась роковая ошибка.

С возведением дамбы стоило подождать... Фото: Кольский район: что есть и что будет?

С возведением дамбы стоило подождать... Фото: Кольский район: что есть и что будет?

- В любой другой ситуации это было бы верным решением, но только не сейчас. Засыпав наглухо приличный кусок русла реки – по сути, соорудив дамбу – в тот момент, когда по нему шел максимальный расход, ремонтники направили всю мощь потока в оставшийся просвет. Вода и так там неслась с сумасшедшей скоростью, а тут ей еще живое сечение урезали. Результат был мгновенный: вся ярость весеннего потока перенаправилась на вторую опору, подмыв ее до самого основания и лишив стабильности. В 14.30 1 июня опора скоропостижно рухнула, увлекая за собой два пролета и превращая ЧП районного масштаба в катастрофу почти федерального уровня, - описал причину обрушения моста Сергей Кашин.

По словам инженера-гидролога, если бы перемычку начали отсыпать дня через три-четыре, то обрушения второй опоры могло и не произойти – поток бы постепенно вошел в привычное русло и железнодорожники смогли бы приступить к укреплению первой опоры.

Текст подготовлен по материалам паблика «Кольский район: что есть и что будет?».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Следователи возбудили уголовное дело по рухнувшему под Мурманском мосту. Нарушение железнодорожного сообщения с городом-героем квалифицировали по статье 263 Уголовного кодекса России (Подробности)

В Молочном из-за аварийного железнодорожного моста ввели режим ЧС. Одна из опор сдвинулась на 2 сантиметра (Подробности)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

Редакция (8152) 45-12-07, 45-12-09

Почта red@kpmk.ru