Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика14 августа 2019 13:32

Для авто снизили пенсионный возраст

Депутаты хотят запретить подержанные автобусы и грузовики [опрос]
В Госдуме предложили правительству подумать «о законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации».

В Госдуме предложили правительству подумать «о законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации».

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ АВТО

Желание убрать с российских дорог машины почтенного возраста законодатели объясняют заботой об экологии. Грузовики и легковушки дают до 65% загрязнения воздуха. А в мегаполисах эта цифра может достигать и 85%.

Чем новее машина, тем меньше от нее выхлопов. Так рассудили в Госдуме и предложили правительству подумать «о законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации». Что это за сроки, не уточняется.

Например, в Московской области установили свой «пенсионный возраст» для общественного транспорта - пять лет с момента выпуска для микроавтобусов и семь для больших моделей.

На федеральном уровне это пока только идеи. Россиянам не запрещают кататься хоть на «Победе» 1952 года выпуска, хоть на отметившей 40-летний юбилей «Копейке». Единственное, что пытаются регулировать — это возраст автобусов, на которых возят детей. Правда, норма вступит в силу только в следующем году.

- Мы ее переносим уже пять раз, потому что в регионах нет такого количества новых автобусов, - рассказал «КП» президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Автопроизводители, такие как КамАЗ и ГАЗ, в один голос поддерживают идею депутатов. Правда, упирают в основном на безопасность на дорогах и экологическую ситуацию, а не на прибыль, которую им принесет масштабное обновление парка автобусов и грузовиков.

Автобус для перевозки детей в Забайкальске.

Автобус для перевозки детей в Забайкальске.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ТОЛЬКО КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

- Мы не говорим о тех автомобилях, на которых граждане ездят сами, возят детей или рассаду на дачу. Речь о коммерческих авто, с помощью которых зарабатывают деньги, - подчеркнула заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина.

То есть на свалке истории могут оказаться старенькие автобусы, такси, грузовики.

- Предлагаем помочь предприятиям со старыми, явно экологически грязными автомобилями обновить свои парки, - объясняет Когогина. - Можно ввести повышенные налоги на такие авто и разработать программу, по которой его можно будет заменить на более современное.

Простых людей обещают не трогать.

- Что касается частных автовладельцев, наша позиция заключается в следующем: замену устаревшего автотранспорта надо вводить через поощрение при замене старых машин на новые, - сказал первый замруководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Первый замруководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Первый замруководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

По сути депутат описывает ряд программ по поддержке автопрома, которые действуют в стране. Сейчас можно оформить льготный автокредит на первую машину или авто для большой семьи. А малый и средний бизнес имеет возможность закупиться грузовиками и спецтехникой со скидкой. Только за первые полгода 2019 по этим программам продали в общей сложности 63 тысячи авто.

А вот масштабный проект обновления парка, работавший с 2015 по 2017 возобновлять, судя по всему, не планируют. Тогда действовала схема trade-in, которую активно применяют магазины бытовой техники: сдаешь старое авто, получаешь скидку на новое. Таким образом обновили «железного коня» 1,2 миллиона россиян. Чиновники говорят, что сейчас в такой схеме нет смысла — у людей уже просто не осталось столько требующих замены авто. Если в 2015 по программе приобрели 40,7% от всех купленных в стране машин, то в 2017 только 11%.

НА НОВОЕ ДЕНЕГ НЕТ

- Непонятно, с какой стати что-то запрещать. А зачем тогда техосмотр? Во время него, кстати, и содержимое выхлопа определяется, если мы сейчас говорим о заботе об экологии. Если по результатам ежегодного техосмотра коммерческий автотранспорт соответствует всем требованиям, почему он должен быть запрещен? - рассуждает Юрий Свешников. - В Германии, например, только 14% 20-летних автобусов не проходят техосмотр с первого раза.

У перевозчиков просто нет денег, чтобы обновить автобусы в таком объеме. По оценкам специалистов, во многих регионах стоимость проезда в два раза меньше, чем его себестоимость.

- То, что предлагают депутаты, сделать просто невозможно. Я работаю в Новосибирске, это город-миллионник, столица Сибири. Так у нас примерно половине автобусов уже лет 15. И в соседних регионах ситуация не лучше, - сказал «Комсомольской правде» директор ООО «Сибирь Экспресс» Станислав Кутовенко. - Понимаю, нужно стремиться к тому, чтобы по всей стране бегали новенькие автобусы и грузовики. Но сейчас сделать это нереально. Что касается общественного транспорта, тут мы сильно ограничены тарифами. А просто так поднять их никто не даст. Если уж ставить задачу обновление парка, то давать на нее несколько лет. Пять или десять в зависимости от конкретных требований. Без такого переходного периода просто некому будет на половину маршрутов выходить.

Как бы то ни было, в Минтрансе РФ заявили, что изучают предложение депутатов.

КОНКРЕТНО

65,2% - коммерческих автомобилей старше 15 лет

11,4 года - средний возраст легковых машин в России

15,9 лет — средний возраст автобусов

19,3 лет - средний возраст грузовиков

По данным аналитического агентства Автостат

ВОПРОС ДНЯ

Можем ли мы обойтись без старых авто?

Андрей ПОГРЕБНЯК, директор Главного управления организации дорожного движения ГИБДД:

- Все зависит от экономики в стране, если есть возможность господдержки, то почему надо ездить на старье? Часто причиной аварий служит именно техническое состояние транспорта. Но хорошо бы создать льготные условия для перевозчиков, во всем мире для этого используют не запретительные, а стимулирующие меры. Ведь люди не от хорошей жизни ездят на убитых авто.

Петр ШКУМАТОВ, координатор общественного движения «Синие ведерки»:

- Мы не можем обойтись без старых авто, потому что у людей нет денег на новые. Иначе это приведет к тому, что владельцы старых авто уйдут в тень, к росту взяток. Мы уже видим, что запрет на перевозку групп детей в автобусах старше 10 лет привел к росту цен на поездки.

Можем ли мы обойтись без старых авто?

Можем ли мы обойтись без старых авто?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Дмитрий РЫБАЛЬЧЕНКО, основатель агрегатора новых автомобилей Autospot.ru:

- Есть опыт Японии - с прогрессивным налогом на авто старше 10, 15, 20 лет. Такой налог и субсидии на покупку новых авто могут позволить вывести из оборота старые машины. Но наших автовладельцев и так выдоили досуха: цены на топливо, транспортный налог, ОСАГО, новые штрафы, камеры, парковки... Если и дальше так продолжать, то можно поломать целые отрасли.

Антон ШАПАРИН, вице-президент Национального автомобильного союза:

- Мы не можем обойтись, потому что у нас автопарк коммерческих авто полностью старый, их средний возраст - 14 - 18 лет. Предложение Госдумы - это лоббизм во всей красе. Все это вызовет разгон инфляции и протестные волнения.

Максим РЯЗАНОВ, техдиректор компании Fresh Auto:

- Надо смотреть не на возраст автомобиля, а на его экологическую чистоту! Ведь владельцы, приобретая машину, нередко просто удаляют катализаторы, сажевые фильтры - и уже о заботе об экологии речи быть не может.

Александр ЗАПОЛЬСКИС, политолог:

- У нас почти весь восток страны - за Уралом - ездит на старых японских машинах. Если заставить выбрасывать машину старше 15 лет, то автомобилей лишатся четверть владельцев! И большинство покупку новых не потянут.