Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика11 ноября 2018 8:30

А ГУП и ныне там

Госпредприятия планируют ликвидировать через два года, но честной конкуренции мы все равно не получим
Журналист, политолог Георгий Бовт на радио `Комсомольская правда`.

Журналист, политолог Георгий Бовт на радио `Комсомольская правда`.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Минфин решил начать войну с муниципальными и федеральными государственными унитарными предприятиями. Новых МУП и ФГУП больше не появятся на конкурентных рынках после 1 января 2021 года, а все существующие подлежат ликвидации. Исключение составят унитарные предприятия, созданные в целях нацбезопасности и обороны. Как говорится, «что опять?!» И в чем подвох?

Доля частного бизнеса в России - меньше трети

МУПы и ФГУПы – это символы нынешней огосударствленной донельзя уже российской экономики. Доля государства в ней уже превысила 70%, тогда как еще 10 лет назад она составляла примерно треть. Там, где должен работать рынок и конкуренция, где должны «колоситься» малые и средние предприятия, укрепляя российский средний класс, приходит чиновник со товарищи и организует какой-нибудь ФГУП или МУП. Оправдывая это, разумеется, государственными интересами: мол, данная сфера очень важна, не место тут какому-то частнику. А на деле потому, что так проще «пилить». Чаще всего именно через МУПы, к примеру, пропускают всякие тендеры на освоение бюджетных средств, что выливается в осваивание ГУП бюджетных денег через различные субсидии, отпускаемые на закупку товаров и услуг по неконкурентным ценам. Простота заключается, в том, что не нужно городить какие-то частные фирмы-прокладки, а все вроде как делается с «государственным участием». К примеру, более половины всех унитарных предприятий в стране занимаются сдачей в аренду помещений. Больше некому что ли? Разумеется, ставки там будут ниже рыночных. На бумаге. А почему? Догадайтесь с трех раз. Часто ФГУПы существуют как аффилированные при различных ведомствах, получая привилегированный доступ к госзаказам. Поэтому отраслевые министерства будут по-прежнему стоять горой за сохранение ГУПов. Им так удобнее. В регионах ГУПы создают, как правило, решением местных органов власти. И часто это является лишь отражением сращивания местного бизнеса с местными же властями. Создают под «благое дело» - выполнение каких-то социальных функций (медицина, образование), борьба со стихийным бедствиями. Однако часто – это лишь прикрытие конфликта интересов местных властей, прокручивающих через такие формы свои и ближайших родственников нехитрый бизнес.

Воруют в пять раз больше

Так называемая борьба с МУПами и ФГУПами не нова. Напоминает сокращение бюрократии – чем больше борются, тем больше голов отрастает у этой «лернейской гидры». Кстати, тот же Минфин грозился, что уже к концу текущего года в стране останется только один ФГУП – «Почта России». Однако их и сейчас несколько сотен. Всего же в стране более 18 тысяч унитарных предприятий, в основном муниципальные. Что на 39% превышает показатели пятилетней давности. По некоторым данным, число ГУП даже удвоилось с 2013 года, многие из них живут, правда, только на бумаге, не ведя никакой деятельности.

Подавляющая часть ФГУП и МУП работают в сферах с развитой конкуренцией, тем самым эту конкуренцию там подавляя в пользу государственного и муниципального чиновничества. По данным ФАС, эффективность работы унитарных предприятий подчас в 5 раз ниже, чем у частных. Попросу, там в разы больше воруют. Если в среднем по России производительность труда она составляет 4,4 млн руб. на человека в год, то в ГУПах – 972 тыс. руб. При этом, по данным экспертного совета при правительстве, по состоянию на прошлый год оборот ГУПов без НДС и акцизов составил 2,4 трлн руб. (2,8% оборота всех предприятий), а затраты на производство – 2,3 трлн (4,4%). Это еще одно свидетельство неэффективности.

Приватизируют и раздадут своим

Между прочим, впервые о надобности прекратить создавать новые унитарные предприятия и ликвидировать существующих впервые заговорили еще в далеком 1994 году. С тех пор количество именно федеральных ГУПов сократилось во много раз. К примеру, в начале 2000-х их было более 10 тыс., сейчас несколько сотен.

Минфин на сей раз ставит более отдаленную перспективу ликвидации ненужных ГУП, отнеся ее еще на 3 года вперед по сравнению с недавними своими же планами. Однако не стоит при этом возлагать большие надежды на будущую реорганизацию. Просто ГУПы, например, могут просто акционировать, раздав акции нужным людям. Или проведут еще какую-нибудь форму приватизации, которая по сути своей не будет отличаться ничем от приватизации, которую мы помним еще по 90-м годам. «Нужные люди» все равно останутся в нужном месте и при нужных рычагах управления и финансовых потоках. Формально доля государственного сектора в экономике, может, от таких манипуляций и снизится, ну вот повысится ли эффективность и конкурентоспособность такой экономики — это большой вопрос. К тому же, судя по нынешним тенденциям, к 2021 году в стране вообще может не остаться значимых конкурентных рынков, на которых Минфин собирается ликвидировать государственные унитарные предприятия.