VW Amarok один из тех пикапов, что "заточены" под автопутешествия.
Фото: производителя
Россияне вдоволь изучили заграничные курорты. Объездили европейские страны. Наотдыхались в родных пенатах. Пришла пора отправиться куда подальше - например, в Среднюю Азию. Маршрут охватывает сразу несколько стран – Россию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.
А почему бы и нет? Теперь это уже вполне доступный вариант для автопутешественников, возможно, даже более вероятный, чем поездка в некоторые российские глубинки. И уж тем более намного интересный и захватывающий.
Тем более, что первый шаг уже был сделан. Осенью 2016 года караван из пикапов Volkswagen Amarok прошел по уникальному пути, охватив семь стран – Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Китай и Монголия.
Теперь у любого автолюбителя есть возможность повторить этот путь. Тогда путешественники преодолели дорогу общей протяженностью более 14 000 км за 40 дней. Огромная дистанция и большое путешествие!
Вам вовсе не обязательно замахиваться на мировой рекорд: у «первопроходцев» на пикапах вся экспедиция растянулась на шесть разных этапов. Вы для начала можете покорить одну вершину - проехать по пути одного этапа. Подробнее о каждом из них читайте ниже, и выбирайте наиболее подходящий для вас отрезок пути. Главное, что все этапы проходят по пути Великового шелкового пути.
Древняя Бухара манит туристов
Фото: Елена БЕЗГОДОВА
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Великий шёлковый путь – со II века до нашей эры караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, чему и обязан своим названием. Термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: АСТРАХАНЬ – БУХАРА
Пункты движения: Астрахань -Исатай – Атырау – Кульсары - Бейнеу - Муйнак - Хива – Бухара (Россия-Казахстан-Узбекистан)
* Общая дистанция: примерно 2000 километров
* Срок пути: 6 дней
* Пересечение границ: две (о визах читайте подробнее ниже)
СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ЭКСПЕДИЦИИ
Кто предупрежден, тот вооружен: путь предстоит долгий и непростой, поэтому чем сильнее будет ваша экипировка, тем надежнее. Как-никак, впереди вас ждет несколько дней, а то и недель, офф-роудной жизни! Не забудьте взять с собой в дорогу:
Для автомобиля
- Сильное средство для чистки фар и стекол.
- Компрессор для регулировки давления в шинах.
- Изоленту и толстый скотч: починить что-то или крепить гаджеты (за неимением всех необходимых держателей).
- Набор автоинструментов. А также ремонтный комплект для ремонта шин (в горах острые камни на дороге – явление частое) .
- К автомобильной навигации (если есть) стоит обязательно купить навигацию переносную. Причем обязательно с режимом работы оф-лайн: рассчитывать на связь GSM в глухих местах не приходится.
- Провода-прикуриватели.
- WD40.
- Одну-две заполненные топливом канистры
Чем сильнее будет ваша экипировка, тем надежнее. Фото: Тамара Лисицкая и Лариса Грибалева
Для экипажа
! Защитные очки. И лучше не одни: стекла с желтым напылением - идеальный вариант в случае пасмурной погоды, снега и мглы; коричневые - при снеге и ярком солнце.
! Спутниковую связь для всех участников экспедиции – обычные сотовые телефоны могут подвести в самый ответственный момент.
! Запасной телефон.
! Запас еды на всякий случай.
! Набор теплой одежды.
Этап Астрахань-Бухара, возможно, кому-то покажется самым сложным - из Европы въезжаете в Азию, один мир сменяете другим. При этом трасса Астрахань-Атырау (международного значения, между прочим) признана одной из самых опасных в Казахстане.
Визы в Казахстан. Если вы не планируете задерживаться в Казахстане надолго, то можно обойтись и без визы. Согласно постановлению правительства Республики Казахстан от № 494 "О взаимных безвизовых поездках граждан Республики Казахстан и Российской Федерации", граждане РФ могут въезжать в страну по внутренним, заграничным, дипломатическим и служебным паспортам на срок до 30 дней. Дети до 14 лет въезжают по свидетельству о рождении.
По Шелковому пути проходит одно из сложных ралли на планете.
Сразу же после прохождения границы нужно купить страховку, это можно сделать тут же, офисы располагаются в отслуживших свое железнодорожных вагонах.
По пути на Атырау есть большой соблазн съехать с трассы в сторону Каспия полюбоваться морем – лучше этого не делать: это все еще приграничная зона. Без специального пропуска рискуете навлечь проблемы на свою голову.
Расстояние по маршруту Астрахань-Атырау составляет примерно 350 километров. Время пути со средней скоростью 80 км/ч - около 4,5 часов. Однако на такой дороге лучше не гнать - тише едешь, дальше будешь.
Главная заповедь всех путешественников – отправляясь в путешествие на автомобиле, заправляйте бак под завязку, даже несмотря на то, что в Казахстане цена топлива ниже: на трассе Астрахань-Атырау с заправками не густо. И еще больше проблем, как ни странно, именно с дизельным топливом. Та же проблема наблюдается и в Узбекистане.
КСТАТИ
Многие города или районы, которые вы будете проезжать по пути в Среднюю Азию, тесно связаны с российской историей. И во многом - благодаря этим первооткрывателям и путешественникам:
АЛЕКСАНДР БЕКОВИЧ-ЧЕРКАССКИЙ (1690 - 1717)
Русский землепроходец. Руководитель военного похода на Каспий и в Хивинское ханство. Погиб в последнем походе. В честь Александра Бековича-Черкасского было названо село Беково (Пензенская область) и залив в Каспийском море (Казахстан).
ЭДУАРД ЭВЕРСМАН (1794 - 1860)
Участвовал в первых русских экспедициях в Бухару и на Устюрт, собрал коллекции и описал многих ранее неизвестных млекопитающих, птиц и насекомых. В честь Эверсмана было названо несколько видов животных и растений также российский энтомологический научный журнал «Эверсманния».
В усыпальнице Тамерлана всегда много туристов и паломников. Для узбеков могила Амира Тимура священна
Фото: Елена БЕЗГОДОВА
НИКОЛАЙ СЕВЕРЦОВ (1827 - 1885)
Исследовал Среднюю Азию и Памир. Его именем назван пик на Памиро-Алае, ледник на Памире, а также ряд животных и растений.
ПЕТР СЕМЕНОВ-ТЯНЬ-ШАНСКИЙ (1827 - 1914)
Первооткрыватель Тянь-Шаня. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. Дал дорогу в жизнь Миклухо-Маклаю и Пржевальскому. Множество ледников, хребтов и гор в Средней и Центральной Азии, в Арктике и на Аляске названы именем Петра Семенова-Тянь-Шанского.
НИКОЛАЙ ПРЖЕВАЛЬСКИЙ (1839-1888)
Руководил двухгодичной экспедицией в Уссурийский край, после чего 15 лет посвятил путешествиям в Центральную Азию. В память об исследователе названо множество географических названий и животных.
НИКОЛАЙ ЯДРИНЦЕВ (1842 – 1894)
Первооткрыватель древнетюркских памятников, столицы Чингисхана Каракорума и столицы Уйгурского каганата в Монголии Орду-Балыка. Исследователь Сибири и Центральной Азии.
ИВАН МУШКЕТОВ (1850 - 1902)
Геолог, путешественник и исследователь Средней Азии, Урала и Кавказа. В честь него названы ледники в Тянь-Шане и Памире, пролив на Таймыре, железная дорога и поселок Мушкетовы, а также улицы во многих городах.
ПЕТР КОЗЛОВ (1863 - 1935)
Русский путешественник, исследователь Монголии, Тибета и Синьцзяна. Ученик и последователь Пржевальского. В честь Козлова в Советском Союзе была выпущена почтовая марка, и его именем были названы ледник в хребте Табын-Богдо-Ола и некоторые виды насекомых.