Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика12 июля 2017 17:19

До чего "эффективный менеджмент" доведет Приморье?

В Приморский край вливаются глобальные денежные потоки, но только не всегда эти деньги находят должное применение, уверен наш колумнист
Международный пресс-центр (МПЦ) саммита АТЭС во Владивостоке

Международный пресс-центр (МПЦ) саммита АТЭС во Владивостоке

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Интересно все-таки в нашей стране формируется региональная политика. Особенно интересно распределение госбюджета в регионы. Если помните, еще в докризисные нефтедолларовые годы много мы слышали призывов к тому, чтобы не копить сверхдоходы в кубышке, а пускать их, например, на строительство инфраструктуры и так далее. Вполне себе обоснованные призывы. Однако власти поняли все, как всегда, по-своему. За примерами далеко ходить не нужно. Взять хотя бы Приморский край, в который вливаются глобальные денежные потоки. Вот только не всегда эти деньги находят должное применение. И, если нынешние подходы останутся прежними, то логичным завершением их станет перефразированное изречение о том, что «они хотя бы попытались…». Только вот для жителей региона едва ли эти слова станут утешением.

Приморский край – уникальное место. Регион удачно расположен вблизи Японии, Китая, Кореи – идеально для налаживания партнёрских отношений. Здесь создаются территории опережающего развития, которые должны привлекать иностранных инвесторов, в регион вливаются огромные средства (на подготовку инфраструктуры к саммиту АТЭС только было потрачено почти 680 млрд рублей), леса, море, рыба... В общем, у края есть все задатки для того, чтобы стать богатым и прогрессивным. Но на деле он по-прежнему остаётся бедным дотационным регионом. Так бездарно распорядиться имеющимися ресурсами еще надо постараться.

За «жирные» годы дорогой нефти, импортозамещения и развития Дальнего Востока Приморский край так и не избавился от дотационной зависимости. Видимо, это «семейное»: вся страна стабильно сидит на нефтяной игле, а Приморский край стабильно сидит на дотационной игле. Зачем что-то делать и повышать эффективность управления, если каждый год бюджет получает порядка 20 млрд рулей в виде дотаций, субсидий, субвенций и прочей безвозмездной помощи? Вот и в этом году в регион должны поступить 22,9 млрд рублей. Это, между прочим, 26,5% от всех запланированных на этот год доходов бюджета Приморского края. Да, в России, действительно, много (даже слишком) дотационных регионов. И распределение средств вызывает много вопросов. Калужская область, например, получает в четыре раза меньше денег, чем Приморский край. При том, что население там лишь вдвое меньше, чем в Приморье. Или Ульяновская область: в целом депрессивный регион с вдвое меньшими поступлениями из федерального бюджета в первом квартале 2017 года сумела показать рост промпроизводства на 11,5% по сравнению с первым кварталом 2016-го. И дело вовсе не в УАЗе, там растёт и химическая промышленность, и текстильная, и металлургия. Так что объем субсидий – не главное для развития региона.

А вот в Приморском крае поступления из бюджета в разы крупнее, а результатов, простите, с гулькин нос. Звучит красиво: показательный регион, футбольный стадион, считай, в море, мероприятия, форумы, саммит АТЭС… Гостиницы не построили? Ничего, гости на корабле поживут. Выкрутились. А что - даже романтично. И, как выяснилось, выгодно: зачем открывать новые гостиницы, продавать их инвесторам, если можно чуть ли не десятилетие клянчить деньги на их строительство. Во Владивостоке до сих пор строят две пятизвёздочные гостиницы Hyatt, с 2010 года. По плану, они должны были встретить еще самых первых посетителей Восточного форума в 2012 году, но воз и ныне там. Казалось бы, строятся две гостиницы знаменитой американской гостиничной сети – ну и пусть строятся сколько угодно, это их проблемы. Вот только от «Хаятта» там только бренд и будущее управление. А строятся они за наши кровные деньги, за счёт бюджета, в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь их купит и покроет расходы. Идею нам упаковали и подали красиво: в той же Турции, например, тоже государство взялось быть первым инвестором в сферу туризма, построив дороги и первые гостиницы. Потом инвесторы увидели, что у этих проектов есть хорошее будущее, выкупили отели у государства и продолжили самостоятельное развитие региона. Но ключевое отличие в том, что там всё построили и запустили, подав пример инвесторам, а у нас нет. Каких-то объективных причин для столь масштабного срыва сроков нет, их даже придумать сложно. Жадность не может служить оправданием ни для выкачивания денег из бюджетов всех уровней, ни для фактического срыва программы развития туризма.

Начиналось всё неплохо: вроде к 2012 году было почти всё готово, а 7,5 млрд рублей, заложенные краевую программу «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», успешно освоены. Но, «кажется, что-то пошло не так». Прошло семь лет, стоимость строительства уже перевалила за 18 млрд рублей (да, почти как средний годовой объём поступлений в краевой бюджет из федерального), но изменений – минимум. Разве что в очередной раз выставили на продажу рекордно дорогую гостиницу на мысе Бурный. Но торги начинаются всего лишь с 4,1 млрд рублей. Если инвесторы будут сильно заинтересованы и поднимут цену до 6 млрд рублей, то всё равно остаётся вопрос эффективности выброшенных 12 млрд рублей. Что такое 12 миллиардов? Это сумма, которая вполне могла бы покрыть строительство обрушившегося моста через реку Литовка по дороге в Находку. Там пока одни обещания, в то время как люди вынуждены ездить по временной понтонной переправе. 12 миллиардов – это 50 (!) медицинских центров с самым современным оборудованием наподобие того, что строит частная японская компания JGC, это 28 школ даже по самым негуманным расценкам (а пока денег нет даже на замену окон в школах Находки)! Это, в конце концов, компенсации обманутым дольщикам в регионе, которые на днях в отчаянии митинговали и требовали от губернатора остановить грабеж.

Этот список можно продолжать очень долго. Проблем у жителей Приморья хватает: это и слабая соцподдержка, и изношенный жилой фонд, и посредственная медицина – всё это наследие неэффективного расходования средств и требует серьёзных вливаний. Однако все подобные статьи нещадно режут. Не нужны местным властям новые больницы и мосты. Лучше оплатить безделье турецких и гонконгских строителей.

Программа соцподдержки в этом году меньше прошлогодней на 2,67 млрд рублей, программа содействия занятости населения вообще потеряла 75% и усохла до 409 млн рублей, программа доступного жилья и качественного ЖКХ потеряла 1,4 млрд рублей. Зато на гостиницу на Корабельной набережной выделено 1,2 млрд (это 95% от всей программы развития туризма). Но и этого мало чиновникам, они просят на долгострой еще 2,3 – 2,7 млрд рублей. Вот такой вот «эффективный менеджмент» губернатора Миклушевского.

Приморский край – наглядная демонстрация того, как распределяются федеральные бюджеты в регионы. Главным для губернаторов становится именно выпросить побольше, а не продемонстрировать эффективность работы с полученными средствами. Беда в том, что огромные бюджеты ничего не значат и никак не влияют на улучшение качества жизни для населения регионов, получающих миллиарды. Такой вот огромный пылесос для денег. Вместо визитной карточки – такое чудовище, пожирающее деньги из федерального бюджета.

Никто не говорит о том, что нужно отобрать и поделить все между дотационными регионами, но средства должны распределяться строго на поставленные задачи под конкретный результат, а не оплачивать процесс.

У нас нет простых и понятных критериев оценки эффективности работы региональных администраций. Всё меряется только объёмом освоенных денег. Региону остро нужен стимул в виде финансовой самостоятельности, чтобы не зависеть от подачек из Москвы и контроля деятельности руководителей. Не смогли построить гостиницы, привлечь туристов и улучшить жизнь людей – пожалуйте на выход.