Премия Рунета-2020
Ямал
+3°
Boom metrics
Общество11 мая 2017 5:33

Вся правда о создании танка «Малютка»: как ямальские дети зарабатывали деньги на его строительство

Юные северяне откликнулись на призыв омичей
Мария Васильева
Парад Победы в Тюмени 2017 года

Парад Победы в Тюмени 2017 года

Фото: Елена БЕЗГОДОВА

В майские дни мы продолжаем вспоминать героев Великой Отечественной войны, подвиг ямальцев, не только тех, кто ковал Победу на фронте, на передовой, но и тех, кто в тылу каждый свой день, каждое мгновение посвящал борьбе за мир, за свободу.

Ямальские мужчины также ушли на фронт. Рабочий день тех, кто оставался в тылу, составлял по 18-20 часов в сутки.

Как рассказала «Комсомольской Правде-Ямал» младший научный сотрудник Научного Центра изучения Арктики Ольга Рябкова, в Салехарде при отсутствии грузчиков, десятки тысяч тонн рыбы в каждую навигацию обрабатывались силами женщин и подростков. Более 2500 женщин округа, среди которых преобладали представительницы коренных малочисленных народов Севера, ранее не задействованные на производстве, стали рыбаками, охотниками и пастухами.

Помощь пришла и от совсем юного поколения. Ямальские дети работали на огородах сельхозартелей и на зональной станции, ездили за кормом для скота совхоза, собирали металлолом и ягоды. Они трудились на воскресниках, выгружая муку и овощи с пароходов, работали на рыбокомбинате, участвовали в рыбодобыче, изготавливали орудия лова для колхозных и заводских бригад, шили теплую одежду для солдат. Организовывали платные концерты для сбора средств в фонд обороны.

Трудовым подвигом юных ямальцев стал сбор средств на постройку именного танка «Малютка», воевавшего в составе 91-й отдельной танковой бригады.

Легендарный танк появился благодаря областной газете «Омская правда», которая 23 февраля 1943 года опубликовала письмо маленькой девочки: «Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».

Инициатива Ады была поддержана детьми Омской области, а затем и юными ямальцами. В редакцию газеты начали приходить письма от детей, желавших отдать свои сбережения на строительство танка. В Омске в отделении Госбанка был открыт специальный счёт № 350035, на который зачислялись собранные детьми средства. В итоге дети собрали 160 886 рублей, которые перечислили в Фонд обороны.

О сборе средств на танк писала и окружная ямальская газета «Красный Север» архивные экземпляры, которой сохранились в фондах Музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского в Салехарде. Так, в выпуске за 1 апреля 1943 г. в «Красном Севере» была опубликована заметка о первых результатах сбора средств на танк Салехардскими дошколятами и школьниками: «На 25 марта в детском садике №2 собрано 120 рублей деньгами и 170 рублей облигациями». Кроме того, в газете писалось о том, что Салехардский детский дом организовал 4 бригады, в которые вошли 24 воспитанника. Детям предстояло пилить дрова. А салехардский Дом пионеров 26 марта провел платный концерт, все заработанные деньги дети перечислили на строительство танка.

Но не менее трогательной историей стало письмо 5-летней Вали Бельдюковой, опубликованное 18 апреля 1943 г. в окружной газете «Красный Север». Так же как Ада, девочка хотела помочь: «Дядя редактор! Когда мама прочитала заметку в вашей газете о том, что в Салехардском детском садике ребята собирают на строительство танка «Малютка», я тоже внесла на постройку танка 1050 рублей облигациями и 20 рублей деньгами. Я хочу, чтобы все дети, которые приехали вместе со мной в Мужи из Тобольского детского дома, последовали моему примеру и внесли деньги и облигации на наш танк «Малютка». Пусть советские танкисты на этом танке громят проклятых немцев, пусть отомстят за наши мученья. Из-за фашистов мы с братом пережили очень много плохого. Наших родителей убили, а нас выбросили на снег. Мы не знали куда идти. Потом нас подобрали красноармейцы, посадили на машины и увезли. Мы долго жили в больнице, потому что сильно простудились. Теперь я живу хорошо, выздоровела, поправилась. Теперь у меня новые папа, мама и бабушка. Они меня очень любят, и я их тоже люблю».

Сама Ада Занегина в одном из интервью рассказала, что только спустя 30 лет после Победы, когда ее пригласили в Омск на празднование Дня пионерии, она узнала, что «Малютка» все-таки был построен.

В это же время активисты нашли водителя танка. Как ни странно, им оказалась женщина, одесситка Екатерина Петлюк. Выяснилось, что танк воевал в Сталинграде. Тогда по улицам разрушенного города было удобнее ездить именно на такой маленькой, маневренной технике.