Премия Рунета-2020
Ямал
+13°
Boom metrics
Звезды27 марта 2017 10:56

Олени, кот на привязи и тёплый чум: как на Ямале живут оленеводы-кочевники?

«Комсомольская правда – Ямал» побывала в гостях у тундровиков
Чум-работницы работают едва ли не больше мужчин

Чум-работницы работают едва ли не больше мужчин

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

Два чума, снегоход, восемь собак, кот на привязи (!), развевающееся на морозе свежевыстиранное бельё и оленёнок. Именно так живёт в сорока километрах от Салехарда, в тундре, семейство Ного, во главе с оленеводом-бригадиром Василием. Хантыйцы по национальности, много лет назад переехали на Ямал и ничуть не жалеют – здесь и зарплату получают, и кушать есть что, да и без природы они уже не могут.

Чум - жилище оленеводов-кочевников

Чум - жилище оленеводов-кочевников

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

В ТУНДРУ, НА ВЕЗДЕХОДАХ

В гости к Ного мы приехали на двух «трэколах» – так называются вездеходы, которые не портят зимники, в отличие от гусеничного транспорта. Правда, сами кочевники в этом не уверены – говорят, дорогу-таки мы попортили, и на снегоходах, обратно до Салехарда, добираться будет ой как тяжело.

К стойбищам обычно отправляют не один «трекол», а минимум два. Во-первых, для десяти-пятнадцати человек «делегации» будет тесновато, а во-вторых (что самое главное) – одному из вездеходов может понадобиться помощь, что с нами и случилось.

Путешествие на двух «трэколах»

Путешествие на двух «трэколах»

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

Из-за тёплого марта лёд на реке начал потихоньку таять, и кое-где уже «просвечивают» проталины. Примерно на 20-м километре мы забуксовали, поэтому пришлось второму «трэколу» брать прочную верёвку и вызволять нас из снежно-водяного плена.

«НЯНЬ-НЯНЬ»

Семья Ного живёт в двух чумах: в одном – шесть человек (Василий Гаврилович вместе со своей женой и детьми), в другом – целых восемь (его две снохи и дети). К сожалению, двое братьев бригадира-оленевода умерли, поэтому всё 2,5-тысячное поголовье оленей «легло на плечи» Василия и его двоих сыновей – несовершеннолетних Сашки и Ваньки. Из этого огромного количества 500 голов – его личные олени, остальные – фермерские.

Женщинам достаётся не меньше. Они стирают бельё и развешивают его на ближайших деревьях, готовят еду, носят воду, кормят оленей и собак, колют дрова, носят их в чум, растапливают печь – в общем, занимаются абсолютно всем, только не следят за оленьими стадами.

Кстати, оленя мы видели только одного – и то, очень маленького. Напуганное фотовспышками и чрезмерным вниманием со стороны гостей, существо поспешило исчезнуть из поля зрения. И даже звукоподражательное «нянь-нянь», которым призывают к себе оленей, на него не подействовало.

Оленёнок - единственный, который живёт вне стада

Оленёнок - единственный, который живёт вне стада

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

КМНС – НЕ ПЕЩЕРНЫЕ ЛЮДИ

Не нужно думать, что коренное малочисленное население Ямала – пещерные люди. По словам самого Василия Гавриловича, они и зарплату оленевода получают даже не наличными, а на банковскую карточку.

– Нужны деньги – сели на снегоход, доехали до Салехарда, зашли в банк – вот тебе и деньги, – рассказал он «Комсомольской правде – Ямал». – Активно пользуемся и мобильниками – благо, связь есть, хоть и не всех операторов, смотрим телевизор, заходим в Интернет – всё, как у обычных людей.

Бригадир оленеводов Василий Ного

Бригадир оленеводов Василий Ного

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

Но «обычные люди» вряд ли бы смогли вести кочевой образ жизни, при этом имея квартиры (!) в Салехарде.

– Приезжаем мы с братом в Салехард, и весь день сидим в телефонах и в Интернете, - рассказывает нам старший брат, Сашка. – Вот я, допустим, вчера был в Салехарде – до 6 утра смотрел какие-то ролики, комедии на молодёжных каналах, и всё. Делать в городе нечего! А здесь – красота: свежий воздух, живая природа… Как подумаю, что нужно будет ехать на учёбу в город – аж сердце сжимается, не хочу!

Сыновья бригадира - Саша и Ваня

Сыновья бригадира - Саша и Ваня

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

Совсем скоро Сашка пойдёт в армию, и, по словам главного консультанта пресс-службы Губернатора ЯНАО Кудрата Байчибаева, для представителей кмнс будут организованы специальные взводы, чтобы не «сталкивать лбами» городских мальчишек и потомков кочевников. Захочет ли парень остаться в городе после службы в армии – покажет время, но сейчас Саша склоняется к тому, чтобы вернуться в родной чум.

Напротив чума - небольшой лесок и тундра

Напротив чума - небольшой лесок и тундра

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

ЯМАЛЬСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

После того, как мы пообщались с Василием Гавриловичем и его сыновьями, его жена и сноха пригласили нас в чум – у печки погреться, да национальных блюд отведать. Несмотря на то, что жилище кочевников – диаметром буквально 6-7 метров – поместились все – и 15 человек гостей, и хозяева чума (а мы ещё удивляемся, как это они ввосьмером спят!).

Внутри чума: постели кочевников

Внутри чума: постели кочевников

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

На столе – национальная ямальская кухня: тушёная оленина, солёная рыба, варенье из морошки (северная ягода, получившая своё название как «царская»), брусника, жареная ряпушка и пирожки… с маслом. Удивительно, но большей популярностью, чем оленина, пользовалось варенье из морошки, что изрядно развеселило семью. Для них-то – это самая обыкновенная ягода.

Ямальские угощения: оленина, морошка, строганина, ряпушка

Ямальские угощения: оленина, морошка, строганина, ряпушка

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

Стоит заметить, что гости проявили интерес не только к национальной кухне, но и к самому быту кочевников-тундровиков. По бокам чума расстелены матрасы, закрытые оленьей шкурой, много-много подушек. На входе можно увидеть свисающий умывальник с мыльницей и тазик, куда с рукомойника стекает вода.

Умывальник с мыльницей, которые висят перед входом в чум

Умывальник с мыльницей, которые висят перед входом в чум

Фото: Алексей КОСЕНЧУК

С левой стороны, в «кармашке» из оленьей шкуры, закреплены зубные щётки. Посередине – печь, за ней – маленький телевизор, работающий на электрогенераторе. Раньше на этом месте стояла большая плазма, но её отвезли на салехардскую квартиру. И пусть идут помехи из-за простенькой антенны, семейство Ного каждый вечер собирается в чуме, включает телевизор и смотрит ток-шоу и новости.

Моется семья прямо здесь, в чуме. Женщины растапливают печь посильнее, берут тазы и превращают своё жилище в самую настоящую баню.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Помахав нам на прощание, Василий Гаврилович, его жена Феодосия, сноха Вера и Сашка с Ванькой стали собираться в Салехард, на День оленевода. А мы, на протяжении всего обратного пути, обсуждали гостеприимство кочевого народа и пообещали себе – с этой семьёй мы ещё обязательно встретимся!

КСТАТИ

Мы так и не смогли войти правильно в чум, как это делает местное население (входить внутрь с поворотом, попутно закрывая вход оленьей шкурой).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

День оленевода продолжают праздновать жители Ямала. Накануне, народные гулянья прошли в Салехарде. Открыл праздник губернатор Дмитрий Кобылкин (подробнее).

В Салехарде абсолютным победителем гонки на оленьих упряжках в рамках празднования Дня оленеводов стал Николай Валеев. Именно он получит главный приз сегодняшнего дня – новенький снегоход (подробнее).

За нового президента Ассоциации коренных народов Григория Ледкова проголосовали 368 человек. Всего в восьмом отчетно-выборном съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ приняли участие 374 делегата (подробнее).