Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды3 марта 2017 22:00

Гоголь вырос из карт Пушкина

Сегодня, в день 165-летия со дня смерти Гоголя, мы вспомнили, какую мистическую роль в его книгах играли азартные игры
Николая Васильевича Гоголя современники считали человеком без страстей.

Николая Васильевича Гоголя современники считали человеком без страстей.

В Х1Х веке все знаменитости коротали время за картами. Грибоедов, Лермонтов, Достоевский, Некрасов, Толстой, Чехов, другие писатели, поэты, дипломаты, политики, помещики… Телевизоров, компьютерных игр, Интернета, прочих новомодных «убийц времени» тогда не было, вот и развлекался народ, как мог. Какие страсти кипели, какие состояния проматывались! Пушкин за игрой забывал о любовных свиданиях, ставил на кон и проигрывал свои вирши, даже целые главы «Евгения Онегина»! А когда погиб от руки Дантеса, сам царь оплатил его большие карточные долги.

И только Гоголь оказался в этом славном ряду игроков «белой вороной».

МОРАЛЬНЫЙ УДАР ПУШКИНА

Мать вспоминала, что дома подростком он вынужден был садиться за бостон, когда в их женском обществе не хватало четвертого: «Он никогда не любил карт, а впоследствии времени и в руки их не брал». Это подтверждал и его близкий друг А.Данилевский: «Любимых игр у Гоголя в детстве не было, как впоследствии он не любил никакого спорта, верховой езды и пр. До некоторой степени нравился разве что биллиард.» Да и в него играть не умел, утверждал приятель С.Аксаков, автор «Аленького цветочка».

Но чтобы понять, что значили карты для наших предков, читайте, господа, Гоголя.

Николай Васильевич с младых лет обожал Пушкина. Гимназистом тщательно переписывал для себя на самой лучшей бумаге его поэмы. Прибыв после гимназии в Петербург завоевывать мир, провинциал тотчас отправился к боготворимому Александру Сергеевичу. Чем ближе подходил к заветному дому, тем больше охватывала его робость. У самых дверей резко повернул назад, в ближайшей кондитерской хватил для храбрости рюмку ликера и двинулся на приступ. «Дома ли хозяин?» - «Почивают!» - ответил слуга. Хотя было далеко за полдень. «Верно, всю ночь работали?» - участливо спросил юноша, твердо уверенный, что гений только тем и занят, что творит в ночной тиши бессмертные строки, а днем спит.

«Как же, работал, - проворчал слуга. – В картишки играл.»

Гоголь признавался потом, что это был первый удар, нанесенный его школьной идеализации.

Но этот удар сослужил великую службу русской литературе.

В Доме-музее Гоголя на Никитском бульваре, где он прожил последние годы, есть «зал воплощений». Гоголь там стоит среди своих персонажей с пером-свечой: то ли вот-вот сожжет вторую часть «Душ», то ли его озарило и писатель приступает к новой повести.

В Доме-музее Гоголя на Никитском бульваре, где он прожил последние годы, есть «зал воплощений». Гоголь там стоит среди своих персонажей с пером-свечой: то ли вот-вот сожжет вторую часть «Душ», то ли его озарило и писатель приступает к новой повести.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

ПОСЛЕ ВИСТА СВИСТНУЛИ ШИНЕЛЬ

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели», - утверждал классик. Скучный был человек Башмачкин. «Даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.» Но, ценой большой экономии справлена новая шинель. Сам помощник столоначальника приглашает Башмачкина на чай. Чиновники похвалили обновку. А потом бросили Акакия Акакиевича, обратившись по привычке к столам для виста. Тут бы и идти праведному Башмачкину восвояси. Так нет, дернула нелегкая, подсел к играющим. Лишь за полночь покинул теплую компанию. И в темноте вытряхнули его грабители из новой шинели. А не присядь Акакий Акакиевич за карточный стол, вернись засветло домой, и не из чего было бы выходить всей отечественной литературе.

Хотя в реальности история была не такой трагичной. И без карт. Как-то при Гоголе рассказали про мелкого чиновника, страстного охотника на уток. Необычайной экономией, усиленными трудами сверх должности накопил он 200 рублей на покупку фирменного лепажевского ружья. И в первый же день утопил его в Финском заливе, подкрадываясь на лодке к пернатой добыче. Вернулся чиновник с охоты, лег в постель и больше не вставал: горячка! К жизни беднягу возвратили друзья, скинувшиеся на новое ружьишко. Все смеялись над историей, только Гоголь был задумчив… Так родилась «Шинель».

ПРОДУВШИЙСЯ РЕВИЗОР

И в бессмертном «Ревизоре», господа, первопричина вселенского скандала - карты.

…Молодой чиновник отправился из столицы к родителю в Саратовскую губернию. Да повстречал в Пензе пехотного капитана. Тот в четверть часа обобрал его в штос. Пришлось бедолаге неделю куковать в захудалой гостинице. Дожидаясь от батюшки денег на дальнейшую дорогу и с вожделением заглядывая при голодном брюхе в чужие тарелки. Тут-то его и заприметили неразлучные друзья Бобчинский с Добчинским. И пошла писать губерния: «К нам едет Ревизор!»

Цензура боялась пропускать комедию. «Если бы государь не оказал своего высокого покровительства и заступничества, то, вероятно, «Ревизор» не был бы никогда игран или напечатан, » - писал Гоголь матери. Николай Первый сам прочитал рукопись и дал добро. Царь неожиданно появился на премьере, досидел до конца, от души смеялся: «Ну, пьеска, всем досталось, а мне – более всех!»

Идею комедии обнищавший Гоголь буквально вымолил у Пушкина. «Сделайте милость, дайте хоть какой-нибудь сюжет, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот….Ради Бога, ум и желудок мой оба голодают.»

Добрый Пушкин подарил младшему товарищу готовый сюжет, который планировал воплотить сам. Даже план составил: «Криспин (Свиньин) приезжает в губернию на ярмонку, его принимают за… Губернатор честный дурак. Губернаторша с ним проказит. Криспин сватается за дочь.» За сюжетом стояли две реальные истории. В городе Устюжне Новгородской губернии проезжий господин выдал себя за чиновника министерства и обобрал жителей. В Бессарабии писатель Павел Свиньин также представлялся важным петербургским чиновником… Но о картах там речи не шло.

Пушкину же принадлежит и идея «Мертвых душ». В кругу друзей Александр Сергеевич смеялся: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя.»

На картине «Игроки в карты» Натальи Нестеровой Пушкин изображен за игровым столом, где и проводил довольно много времени. Фото: Репродукция Виктора Великжанина/ТАСС

На картине «Игроки в карты» Натальи Нестеровой Пушкин изображен за игровым столом, где и проводил довольно много времени. Фото: Репродукция Виктора Великжанина/ТАСС

МЕРТВЫЕ ДУШИ НА КОНУ

В гениальных «Мертвых душах» все тоже завязано на картах. Чичиков по приезде в город Н. попадает на вечер к губернатору. Толстые солидные люди сели за зеленый стол и не вставали до ужина. За вистом гость и познакомился с Собакевичем, Маниловым (описание игры у губернатора хрестоматийно!) На другой день отправился к полицмейстеру, где с трех часов засели за вист и играли до двух ночи. Там его свели с Ноздревым. Тот решил поправить дела за счет херсонского помещика и пригласил в имение. Поиграть. Но его карты показались гостю краплеными. От банчишка пришлось отказаться. Однако искус Чичикова был велик. И прозвучала фраза: «Давненько не брал я в руки шашек!» Из всех героев «Мертвых душ» только скряга Плюшкин игнорировал карты. Офицеров поголовно считал картежниками. По иронии судьбы, дочь сбежала с военным. И сын, определившись в полк против воли отца, проигрался вчистую. Плюшкин вместо денег послал ему родительское проклятье, а дочь лишил наследства.

Дела же Чичикова шли в гору. Общество считало его миллионщиком. Но все карты спутал подлец Ноздрев. Заявив прилюдно на балу, что души-то у херсонского помещика мертвые. Фиаско!

А не садился бы играть с шулером на мертвые души (пусть и в шашки, коль карты у Ноздрева были крапленые), глядишь, и не всплыла бы история с мертвецами. Обтяпав свои делишки, Чичиков непременно вышел бы в дамки!

ВЕДЬМЫ В ДУРАКАХ

«Коляской» Николая Васильевича восхищались Толстой и Чехов. Аристократ Чертокуцкий выиграл ту коляску в карты. И на обеде у генерала пригласил назавтра господ офицеров осмотреть ее. Засобирался даже домой, чтоб приготовиться к приему гостей. Да у генерала расставили ломберные столики. Затянувшийся вист перемежался пуншем. Так что теплую компанию покинул лишь в три ночи. Очень помнил, что выиграл много, да руками ничего не взял. Дома спокойно заснул, забыв о гостях. А когда господа офицеры наутро нагрянули в имение, спрятался в коляске. Где его и нашел генерал. Конфуз!

Но однажды карты сыграли добрую службу. В «Пропавшей грамоте». Чтоб вернуть похищенную грамоту к царице, казак вынужден был трижды перекинуться с ведьмами в дурня. И, представьте, выиграл добрый христианин у нечистой силы.

А еще перу Гоголя принадлежит пьеса, где действующие лица – сплошь мужчины. И никакой любви! Вещь, пожалуй, единственная в мировой драматургии, не считая творений соцреализма о премиях, бригадном подряде. Это комедия «Игроки» о карточных шулерах. Сюжетец закручен – современным детективам не снилось! Комедия более полутора веков не сходит со сцены.

А не получи юный Гоголь моральный удар от картежника Пушкина, не заинтересуйся этой страстью, пожалуй, не было бы великих произведений.

Таким в музее Гоголя изображен Ревизор, а вокруг веером, как карты, расположились прочие персонажи комедии.

Таким в музее Гоголя изображен Ревизор, а вокруг веером, как карты, расположились прочие персонажи комедии.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

ЧЕЛОВЕК БЕЗ СТРАСТЕЙ

Спросите, почему Николай Васильевич сам не играл? Объясненье, полагаю, простое. Великий игрок Пушкин признавался в «Евгении Онегине»:

…Но мне досталася на часть

Игры губительная страсть.

Страсть к банку! ни любовь свободы,

Ни Феб, ни дружба, ни пиры

Не отвлекли б в минувши годы

Меня от карточной игры …

Об этой великой, всепожирающей страсти писал и Лермонтов.

А что же Гоголь? Викентий Вересаев, составивший полное жизнеописание писателя по свидетельствам его современников, пришел к горькому выводу: «Бледным, золотушно-вялым призраком проходит Гоголь через жизнь. Никаких общественных исканий, никакого бунтарства даже в ранней юности; никакой страсти, никакой даже самой обыденной любви к женщине…»

Человек без страстей! Какие уж тут карты…

Но как удавалось ему описывать все это, не имея собственного опыта?

«Никогда… не покидала его лица постоянная, как бы приросшая к нему, наблюдательность, - вспоминал литературный критик Павел Анненков. – Зоркий глаз его постоянно следил за душевными и характеристическими явлениями в других. Для Гоголя ничего не пропадало даром. Он прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам, наблюдениям своего круга. .. Мог проводить целые часы с любым коннозаводчиком, с фабрикантом, с мастеровым, излагающим глубокие тонкости игры в бабки… Собирал сведения от этих людей в свои записочки, - и они дожидались там случая превратиться в части чудных поэтических картин.»

Вот и весь секрет гения.