Отличие формы пожарных прошлых веков и нашего времени
Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО
Техническое оснащение пожарно-спасательных подразделений в Алтайском крае за последние десять лет шагнуло далеко вперед.
- Обычные пожарные части с недавнего времени стали называться пожарно-спасательными. Связано это с тем, что значительно расширились функции и виды выполняемых работ по спасению людей и ликвидации последствий различных ЧС. Появились новые образцы техники, которые позволяют проводить спасательные операции в кратчайшие сроки и более эффективно, - рассказал начальник ГУ МЧС России по краю Игорь Лисин.
"Комсомольская правда" - Барнаул" решила проследить, как менялась пожарная техника в городе с XIX века.
Конный ход
Фото: пресс-службы ГУ МЧС по Алтайскому краю
Конный ход
Год: конец XIX начало XX веков
- При известии о пожаре дежурный караульный бил в колокол. Первым выезжал конный вестовой с сигнальной трубой. Он прокладывал путь для конного пожарного обоза. Конный обоз мчался к месту пожара. Учитывая, что "мощность" одной конной упряжки составляла всего одну лошадиную силу, то и скорость составляла соответственно 12-15 км/час. Вместо "воющих" сирен о приближении пожарной техники сообщали звонящие колокола, подвешенные на дышлах. А фонарь освещал путь пожарным. На обозе стояла деревянная бочка, объемом – 1000 литров воды. Прибыв на место происшествия, пожарные вручную качали обычный поршневой насос, вода поступала по пожарному рукаву в ствол и в очаг. Конечно, вода в бочке довольно быстро заканчивалась, поэтому ее подвозили на других повозках. Также они доставляли топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, крючья и лестницы, которые были необходимы на пожарах, - рассказал первый заместитель начальника ГУ МЧС России по краю Олег Еременко.
Кстати, такие детали, как колеса, ствол, колокол и насос – на данном конном ходе сохранились с XIX века, их отреставрировали. Другие конструкции восстановили по чертежам.
ПМЗ-2
Фото: пресс-службы ГУ МЧС по Алтайскому краю
ПМЗ-2
Год: 1936-1941
- Этот автомобиль пришел на смену конному ходу. Вместимость емкости для воды составляла уже 1500 литров. Пожарный автомобиль мог развивать скорость до 40 км/ч. Машина имела более современный насос и на ней могли выехать на пожар 6 огнеборцев, причем, двое сидели в кабине, а остальные - на улице, на специальных лавках, рядом с бочкой. И не важно, какая была погода. Сверху на автомобиле располагались две деревянных лестницы – трехколенная и лестница-палка, по которой можно было не только забраться наверх, но и выбить ей двери в горящем доме, - рассказывает Олег Еременко.
АЦ-30 (205)
Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО
АЦ-30 (205)
Год: 1958-1964
- Цистерна вмещала до 5000 литров воды. Насос - аналогичный автомобилю-предшественнику. Автоцистерна могла разгоняться уже до 52 км/ч. Его принципиальное отличие в том, что он мог сам забирать воду из открытых источников и пожарных колонок. Всасывающие рукава вместе с лестницами располагались на крыше машины. Кроме того, он был более проходимым, имел больше отсеков для размещения пожарного оборудования и лафетный ствол для тушения крупных пожаров. На данном пожарном автомобиле уже стояла сирена, которую за характерный писк называли "поросенком", - отмечает Олег Еременко.
Автобус газодымозащитной службы
Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО
Автобус газодымозащитной службы
Год: 2000
- Автомобиль газодымозащитной службы на шасси автобуса ПАЗ-3205. На его базе может развернуться временный пост службы газодымозащитной службы на пожаре. В нем размещены баллоны для дыхательных аппаратов, маски, стол для ведения документации, бензорез, ножовка, ранцевые огнетушители, резервная боевая одежда и прочее. Автобус вмещает до восьми человек, - рассказывает замначальника специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю по материально-техническому обеспечению Алексей Егин.
Автоподъемник коленчатый пожарный (АКП-55) "VEMA"
Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО
Автоподъемник коленчатый пожарный (АКП-55) "VEMA"
Год: 2008
- Подъемник "VEMA" на шасси Mercedes-Benz – самый высокий в Барнауле. В высоту он достигает 55 метров, это, примерно, уровень 17-го этажа. Предназначен для доставки боевого расчета на место происшествия и эвакуации пострадавших с верхних этажей зданий. На автомобиле также имеется лафетный ствол для тушения пожаров на высоте, но работает он только при подключении к нему автоцистерны. Потому что на самой "VEME" емкость для воды не предусмотрена. Весит такой автомобиль 41 тонну, - отмечает Алексей Егин.
Пожарная автоцистерна на базе автомобиля "МАН"
Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО
Пожарная автоцистерна на базе автомобиля "МАН"
Год: 2014
- Данный автомобиль российские конструкторы разработали совместно с коллегами из-за рубежа. В нем установлен пожарный насос с улучшенными характеристиками. Вместимость цистерны – 3200 литров воды, плюс 200 литров пенообразователя. Плюс автомобиля в том, что его современный насос высокого давления (производительностью 40 л/сек.) создает мелкодисперсное распыление воды, такое явление еще называют "туманом", "холодным паром". Это позволяет при тушении пожара минимизировать расход воды и нанести меньший ущерб имуществу, - говорит начальник 1-ой пожарно-спасательной части Андрей Губин.
В отсеках машины находятся пожарные рукава различных диаметров и инструменты для деблокирования автомобилей при ДТП, ими можно разрезать элементы кузова авто, разжать двери и т. д. Вес данного автомобиля 9,5 тонн.
Пожарная насосная станция (ПНС)
Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО
Пожарная насосная станция (ПНС)
Год: 2014
- Основное отличие пожарной насосной станции - производительность насоса – 110 л/сек. Работу насоса обеспечивают два двигателя. ПНС используют при тушении крупных пожаров, когда вода при помощи всасывающих рукавов подается из крупного водоисточника – реки или озера. По такой же схеме ПНС применяют на подтопленных участках: вода откачивается и сливается в места, где она не принесет ущерб населению. Масса авто – чуть более 16 тонн, - отметил замначальника специализированной пожарно-спасательной части Виталий Шевченко.
Автоцистерна (АЦ-8)
Фото: Анна КОЛЬЧЕНКО
Автоцистерна (АЦ-8)
Год: 2015
- Автоцистерна вмещает 8000 литров воды и 500 л. пенообразователя. Производительность насоса – 70 л/сек. В отсеках автомобиля находятся пожарные рукава и стволы различных диаметров, а также аварийно-спасательные гидравлические инструменты для работы на местах ДТП. Здесь же расположены ранцевые огнетушители, предназначенные для ликвидации слабых пожаров в лесах, той же горящей травы. Наверху – всасывающие рукава, лестница-штурмовка и "трехколенка". Весит АЦ-8 почти 22 тонны. Всего таких машин в Барнауле три, - рассказал руководитель дежурной смены специализированной пожарно-спасательной части Иван Шмаргун.