Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Победа7 мая 2014 22:00

Иосиф Кобзон: Я тоже был в Славянске. 9 мая 1945-го...

Народный артист Советского Союза, депутат Государственной Думы Иосиф Кобзон, как всегда перед праздником, перед великим Днем Победы, появился в студии «Комсомольской правды» [видео]

И начал прямо со слов благодарности:

- Спасибо «Комсомолке», которая меня приглашает именно в эти дни, когда я могу обратиться в эфире ко всем, слава Богу, живущим ветеранам Великой Отечественной войны со словами благодарности и признательности, как дитя войны.

Иосиф Кобзон приходит к нам уже в пятый раз. А вообще встреча в символической «Землянке» - очень давняя традиция «Комсомольской правды», заложенная еще журналистами – фронтовиками. Вспоминали боевые годы, друзей-товарищей. Но с каждым годом их становилось все меньше и меньше... Но мы по-прежнему стараемся оформлять наши встречи накануне всенародного праздника в форме той самой фронтовой землянки.

- Вы произносите слова одной из моих песен: «Нас все меньше и меньше, а ведь было нас много, а ведь было нас столько, аж ломалась дорога…» - подхватывает мысль Иосиф Давыдович. - Я вспоминаю «Землянку», на которой мне посчастливилось быть вместе с маршалом Баграмяном, сидеть рядышком и есть солдатскую кашу из котелка. Я обратился к нему: «Иван Христофорович, в честь этого великого праздника что для вас исполнить?» Он мне так сказал (из скромности): «Иосиф, да пой, что хочешь. Все, что ты поешь, мне нравится».

Кобзон будто заглянул в наши заготовки: мы и впрямь хотели напомнить ему и нашей аудитории о последнем из оставшихся в живых (дай Бог ему еще долгих лет здравия!) маршале Советского Союза. Это экс-министр обороны СССР Дмитрий Язов. Дмитрию Тимофеевичу осенью исполнится 90 лет, он, к сожалению, неважно себя чувствует, находится в госпитале. Нам удалось дозвониться до него, застав его дома, куда он заехал на несколько минут.

Вот какой состоялся диалог:

«- Дмитрий Тимофеевич, мы знаем, что Вы любите песни в исполнении Иосифа Кобзона. Есть возможность передать ему ваши слова.

- Я бы ему сказал: «Вы один из лучших артистов, которые остались от советского времени. Вы такой артист, который никогда не стареет, а поет все молодежные песни ».

- Кобзон не стареет. Ему сейчас где-то в районе 50-ти.

- Да, примерно! Все песни – старые, комсомольские - поет с задором, поет честно.

- Какую песню Вы хотели бы услышать?

- Из фронтовых? «Эх, путь-дорожка фронтовая…»

Сюрприз удался! Кобзон был очень растроган этим аудиопосланием маршала и огорчен, что не случилось личной встречи.

- Это «Песенка фронтового шофера», -уточнил Иосиф Давыдович.

И обратился к Язову:

- Дмитрий Тимофеевич, дорогой мой человек, дорогой маршал Советского Союза, с праздником, с Днем Победы! Пожалуйста, не болейте, не огорчайте нас. Вы очень нужны. Потому что вы – символ Великой Победы, вы славный представитель великого Советского Союза. И я горжусь тем, что имею отношение к вам как дитя войны и как человек, который всю свою жизнь воспевает ваш подвиг. Я хочу, чтобы вы были здоровы. И хочу обязательно еще не раз спеть перед вами.

И когда пел (а поет на наших передачах он только «живьем») припев «А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела», Кобзон еще раз проговорил: «Это к вам относится, Дмитрий Тимофеевич!»

Звонок в студию от Даниила.

- Иосиф Давыдович, дорогой, здравствуйте! Огромный привет вам из Тулы, большой и горячий привет вам из города Артемовска. Поверьте, вас любят в Донбассе, вас уважают. И коренные преданные донбассцы никогда не дадут вас в обиду.

Кобзон:

- Спасибо. Я вас также поздравляю с Днем Победы. Я хочу вам сказать. Артемовск – это город в 12 километрах от города Часов Яр, в котором я родился, где зарыт мой пупок. И, конечно, я с волнением сейчас переживаю все, что происходит в моей родной Украине. Сердце обливается кровью. И так американцы настроили весь мир против нас, что мы даже помочь не можем, у нас руки связаны. А мы очень хотим! Вплоть до того, чтобы добровольцами идти бороться вместе с моими земляками против бандеровцев. Потому что это мои родные люди – все донбассовцы. Я награжден всеми орденами Шахтерской Славы и Шахтерской Доблести. Я почетный гражданин Артемовска, почетный гражданин Часов Яра, почетный гражданин Краматорска, Славянска. В Славянске я встретил первый День Победы, 9 мая, в коммунальной квартире, когда все кричали от радости. В первый класс в этом же году, в 45-м, я пошел в Краматорске, в 6-ю мужскую среднюю школу, где учился Быков Леня (будущий замечательный артист).

Еще накануне передачи, когда мы только договаривались с Иосифом Кобзоном о встрече, он показал нам стихотворение, которое получил по почте и попросил его зачитать:

Эй, вы там, на Майдане!!!

За какую валюту???За какие медали??

Вы Россию так нагло, так жестоко продали?

Кто вам дал это право - братьев русских поганить?

Кто вам дал это право - осквернять нашу память?

Наши прадеды, деды жизнь свою положили,

Чтоб вы нашу победу за гроши заложили?

Слава предков сквозь годы нас на битву сподвигнет!

Кто с мечом к нам приходит-

От меча и погибнет!!!!!!!

- Я жутко переживаю, что не знаю до сих пор автора, я не знаю фамилию и имя этой девочки, написавшей такие эмоциональные стихи. Может, она откликнется?

Звонок в студию от Виктории.

- Днепропетровск на проводе! Здравствуйте, Иосиф Давыдович! Мы живем в таком страхе, в таком ужасе… (В голосе женщины прорывается плач.)

Кобзон:

- Храни вас Бог, Виктория, и ваших близких. И всех моих дорогих земляков с Украины и днепропетровчан. И пойте, пожалуйста, эти замечательные стихи Роберта Рождественского, которые посвящены Днепропетровску…(напевает гимн города Днепропетровска). Будьте счастливы.

К сожалению в тот самый час, когда наша передача шла в прямом эфире, СМИ передавали тревожные сообщения об обострении обстановки в городе Славянске, где армия Украины брошена на подавление народных волнений. На этом фоне особое звучание приобретает одна из самых любимых народом песен в обширном репертуаре Кобзона: песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли». Очень трудно осознавать и принимать, что в наше время пополняются эти скорбные списки.

- Да, я это ощущаю, - говорит Иосиф Давыдович. - Многие песни, которые сегодня звучат, печальные песни, безусловно, они касаются и событий, происходящих сегодня в моей родной Украине. К огромному сожалению, никто никогда не мог предположить такого… Да, мы знали о неприязни западенцев, як кажуть на Украине (далее Кобзон переходит на украинский язык). И поэтому все, что там происходит, мы переживаем кровно. Это братская наша страна, это братские наши республики – и Белоруссия, и Украина. Славяне, которых невозможно разделить. И, безусловно, каждая смерть людей, которые борются за Украину, которые борются пробив бандеровцев и фашистов, ложится горечью и печалью на наши души и сердца.

Звонок в студию от Людмилы.

- Я сейчас я живу в Саратове, но 15 лет мы прожили с семьей в Ивано-Франковске. Я учитель. Сейчас у меня там остались и ученики, и друзья. Там много хороших, добрых людей, даже моих учеников там сотни. Вы как-то вселите в них веру, донесите до них, что вот лично я готова все отдать, даже жизнь, за наших братьев…

Кобзон:

- Людмила, вы знаете, в ваших учеников не нужно вселять веру, потому что ваши ученики, я уверен, правильно воспитаны, они правильно думают о своей стране, о своей Родине, о своем народе. А вот как вселить веру в тех, кого отравили американцы, европейцы, которые пытаются разделить Украину, замечательную страну? Как в них вселить веру, чтобы они одумались? Ведь Божий суд наступит, который накажет их за то, что гибнут мальчики в Украине.

Дом на улице Ленина, в котором жил и щеголял медалями отчима  маленький Иосиф Кобзон, не сохранился. Этот снимок сделан недалеко  от того места нашими военными спецкорами в осажденном Славянске.

Дом на улице Ленина, в котором жил и щеголял медалями отчима маленький Иосиф Кобзон, не сохранился. Этот снимок сделан недалеко от того места нашими военными спецкорами в осажденном Славянске.

Звонок в студию от Людмилы Сергеевны.

- Я из Самары звоню. Я бы хотела вспомнить о своем отце. Он со второй недели войны ушел на фронт. Куликов Сергей Иванович. Вернулся в 44-м году… Он такой патриот был. И детей он воспитал 8 человек в таком же духе. И вас очень любил. Сам он был музыкант хороший, играл и на аккордеоне, и на гармонике. И хоронили мы его в День Победы. Я бы очень хотела, чтобы вы напели немножко его любимую песню – «Эх, дороги».

Мы предложили Людмиле Сергеевне петь вместе с Иосифом Давыдовичем. Это был удивительный дуэт…

Звонок в студию от Галины.

- Я из Свердловской области, из города Асбеста. Передо мной лежит письмо, которое отец прислал маме моей 7 июля 41-го года. Он пишет: «Шурочка, со Львова остался один пепел. Сейчас я охраняю Киев». Это было последнее его письмо. Мамы уже нет в живых. Знаете, сердце разрывается. Неужели люди не понимают, какая трагедия была? Я росла без отца, а мне так хотелось говорить слово «папа»...

Кобзон:

- Я благодарю вас за то, что вы храните это письмо. У моей мамы любимой погибли братья на фронте. Отец вернулся в 43-м контуженный. Мы знаем, что такое голод, холод, хлебные карточки, и что такое ужасы войны. Трудно сейчас соразмерить эту память с тем, что творится сегодня в Киеве. Булат Окуджава, песню которого мы только что пели («Грузинская песня» - прим. корр.), замечательно сказал в другой песне, что люди не ведают, что творят…

На передачу Иосиф Кобзон принес еще одно стихотворение, приоткрывая еще одну неизвестную страницу истории нашей страны. Его написал поэт Яков Косман. Что удивительно: он до начала Великой Отечественной войны не дожил. Но когда мы показали стихи коллегам-журналистам, звукорежиссерам, видеомонтажерам, они восприняли его как фронтовое стихотворение.

Души моей предсмертное желанье

Я запишу в скрижали наших дней,

Несущих мои песни на закланье

В разгульный сонм пылающих огней.

Ни памятник, ни перекат салюта

Мне не нужны в заупокойный час,

Иной обет сверлит меня так люто,

Что кровь в висках волнуется, стуча.

Пускай же в ночь тайком меня схоронят,

Чтоб не нашли к могиле и следа,

И только птица жалобно простонет,

И туч сомкнется черная гряда.

Я все равно с непокоренной силой

Храню мечты единственный оплот,

Что по моей неведомой могиле

Пройдет вперед бунтующий народ.

- Я благодарю Зория Балаяна за то, что он вернул нам стихи Якова Космана, - продолжал Иосиф Давыдович.- Ведь эти стихи Яков Косман писал, будучи в заключении. Он в лагере написал эти искренние, гениальные строки. И как они актуальны сегодня. Бунтующий народ, который вышел на улицы… Есть замечательные стихи: «Нельзя поставить Донбасс на колени…». Я думаю, что 11 мая в Донбассе пройдет референдум, который скажет свое веское слово. И 9 мая, которое не собираются отмечать киевские власти, жители Донбасса отметят - как свой День Победы. И много очень Героев Советского Союза еще, слава Богу, живут сегодня в Донбассе. От такого мирного города, как Одесса, меньше всего мы ожидали того, что там произойдут такие кровавые события, волнения. Но они произошли. И все же наш День Победы из памяти народа стереть не удастся.

Звонок в студию от Риммы Алексеевны.

- Я из Омска , но вообще родом из Якутска. В Якутии было много людей, которые погибли, но мой папа вернулся на одной ноге домой. Его звали Алексей Иванович Бастров.

- Дорогие мои соотечественники, дорогие мои земляки с Украины, - обратился Иосиф Кобзон. - Дорогие мои соотечественники великого Советского Союза, которые подарили нам, нашей стране и нашим народам Победу над фашизмом. Возврата к фашизму нет и быть не может. Я поздравляю вас с Победой. Я прошу вас, берегите себя, живите как можно дольше, потому что вы являетесь честью и совестью нашей страны, честью и совестью эпохи!

Звучит песня Давида Тухманова на стихи Леонида Харитонова «День Победы».