Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика17 января 2012 22:00

Историк и политик Владимир Мединский - о московских митингах: Как власти договориться с оппозицией

Об уроках декабрьских протестов [видео]

Услышала ли власть митингующих? Какие предложения и требования оппозиции необходимо удовлетворить, а какие нет? Чего ждать дальше? Об уроках Болотной и Сахарова мы беседовали в телерадиоэфире «КП» с профессором МГИМО, доктором исторических наук, доктором политических наук писателем Владимиром Мединским. Публикуем наиболее яркие моменты эфира.

«ПУХОВИКИ» ОПАСНЕЕ «ШУБ»

- Что вы увидели за протестами на Болотной и Сахарова?

- Декабрь с его политической активностью очень четко показал, насколько важно, с одной стороны, сохранить стабильность, с другой - обеспечить в стране изменения.

Люди хотят перемен. И, пожалуй, впервые за последние 20 лет люди вышли об этом сказать. Вышел тот самый средний класс, формирования которого усиленно добивалась путинская власть. Никакого негатива в том, что люди вышли на площадь, не вижу. Сам факт общественного интереса к политике - это вещь позитивная. Гораздо хуже, когда недовольные строят заговоры на кухне, это означает, что гражданского общества нет. А на Болотной и на Сахарова люди приличные заявили о своей позиции. Но важно не смешать воедино организаторов митинга и большинство участников. Это разные люди с разными целями и разными интересами. Власть должна идти на опережение, слышать людей, меняться вместе с меняющимся обществом - вот главное резюме декабрьских событий.

- А если нет?

- Это будет очень печально и для власти, и для страны.

- А вы сами не ходили на митинги, ну хотя бы из любопытства?

- Нет, но немало моих добрых знакомых там были. Сейчас эти действа иронично называют «революцией норковых шуб». И правда - собрались люди состоявшиеся, в основном обеспеченные, которые могли бы выразить свой протест, просто уехав за границу, - такую свободу им нынешняя власть дала. Но они уезжать не хотят, они хотят жить и работать в России. И это надо приветствовать и пытаться найти общую платформу.

Митинг на Болотной вообще был веселым хэппенингом - все с айфонами, в Фейсбуке переписываются: «Ты где?» - «Я на мостике». - «Сейчас продираюсь к тебе».

http://kp.ru/f/4/image/67/60/496067.jpg

http://kp.ru/f/4/image/67/60/496067.jpg

Двое моих знакомых, приехав на митинг на «Рендж Роверах», так из них и не вышли, припарковавшись где-то на Большом Каменном мосту и с удовольствием наблюдая из окошка. Побибикали. Они, кстати, вообще голосовать не ходили никогда и никуда. И это типичный подход московского городского класса. Так вот, пока это «митинг шуб», это все очень весело. Но от игривого хэппенинга до революции не так много шажков, и все они, кстати, весьма подробно и инструктивно расписаны специалистами по революциям.

Недавно перечел Дж. Шарпа «От диктатуры к демократии» - замечательное чтиво, прямо пособие современным Засулич, Желябовым и Войковым по свержению законной власти. Ильич отдыхает: его «Апрельские тезисы» и «Государство и революция» - просто образец честности и прямоты по сравнению с либеральным словоблудием американских теоретиков революций по арабскому сценарию.

Так вот - страшно будет, если это превратится в митинг китайских пуховиков. Или хуже того - в митинг камуфляжных курток и строительных спецовок. В этом случае под удар попадет не только власть, в первую очередь как раз обладатели шуб, этот городской средний класс. Когда вспомнят про оружие пролетариата, начнется игра «попади булыжником в омоновца», тогда мы все проклянем день, когда не смогли сесть и договориться.

КТО ВИНОВАТ...

- С кем нужно договариваться власти?

- Те, кто на трибуне митинга, и те, кто на площади, имеют совершенно разные интересы. На трибуне те, кого оттерли от власти, от кормушки, они все в обиде. На сцене на Сахарова были бывший премьер-министр, три бывших вице-премьера, бывший первый вице-спикер. Эти люди были долгие годы у самого руля. Они хотят вернуться к власти. И это - главное. Люди же на площади имеют другие цели. Даже те из них, кто кричит, что власть надоела и надо ее менять, в принципе не против сегодня Путина как президента. Ибо кого ж еще? Не Зюганова же, не Навального, не Жириновского? Но они хотят уважения, хотят справедливости, хотят, чтобы с ними разговаривали как с субъектом политики, хотят игры по правилам.

- Но и эти люди требуют отмены итогов думских выборов, потому что уверены в несправедливом подсчете голосов.

- Что значит несправедливый подсчет голосов? Я избирался по Курганской области, там «ЕР» получила 45%, 190 тысяч голосов. Мне для прохождения в Думу не хватило 8 тысяч голосов. В прежней Думе я был председателем Комитета по культуре, дважды депутат... Являю собой живое подтверждение, что в Курганской области не было никаких фальсификаций. Когда власть говорит оппозиции: идите в суд, она, увы, сама подыгрывает оппозиции. Несистемная оппозиция не хочет идти в суд - трудоемко, хлопотно. Проще огульно ВСЕ выборы объявлять сфальсифицированными.

На митинги вышел средний класс, создания которого как раз и добивалась путинская власть.

На митинги вышел средний класс, создания которого как раз и добивалась путинская власть.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

…И ЧТО ДЕЛАТЬ?

- Что власть должна ответить на протесты? Например, должен ли быть отправлен в отставку глава ЦИК Чуров?

- Отставка Чурова - это абсурд. Он-то чем виноват? Чуров сидит у компьютера и собирает данные, он вообще ничего не может сманипулировать. Ни в коем случае нельзя идти на признание Думы нелегитимной. Это уже было в истории России. Признали единожды российский парламент нелегитимным в январе 1918 года. Это сделали большевики, проигравшие выборы, они получили чуть больше, чем сейчас коммунисты. А победившие эсеры - примерно столько же, сколько сегодня «ЕР». Но коммунисты сказали, что это не отражает волю народа, все сфальсифицировано, Учредительное собрание было распущено. Потом матрос Железняк, расстрел демонстраций и Гражданская война. Кому это нужно? Есть и более свежий пример: нелегитимный Верховный Совет в 1993-м. Расстрел танками парламента. Безумие 90-х. В это хотим скатиться?

- А что нужно сейчас?

- Первое. В отношении фальсификаций - не надо ждать, пока оппозиция пойдет в суд, власть должна сама расследовать наиболее вопиющие случаи. Как их определить? Проводилось несколько экзит-полов, в том числе государственным ВЦИОМом. Посмотрите те участки, где данные экзит-полов кардинально расходятся с результатом голосования. И сами проведите расследование, сверху. Надо наказать виновных. Посмотрите территории, где «за» было под 99%. Разберитесь, такого не бывает...

Второе. Оппозиция говорит, что надо контролировать бюджет. Будьте добры, контролируйте. Есть Счетная палата, не только Степашина, это Счетные палаты во всех субъектах. Их задача - контролировать расходы бюджетных средств. Отдайте этот орган парламентской оппозиции.

ОППОЗИЦИЮ - В СЧЕТНУЮ ПАЛАТУ?

- Может, организаторам митинга предложить стать аудиторами Счетной палаты? Навального - аудитором?

- Навальный начинал с того, что расследовал, на что тратят деньги госкомпании. Уверен, если бы тогда Навальному нашлось место в системе Счетный палаты, он был бы полезен.

- Но маловероятно, что такое предложение ему поступит, как и то, что он согласится...

- Это другой вопрос. Далее. Нужно уже сегодня объявить, что следующая Дума, через пять лет, должна быть сформирована по принципу 50 на 50: половина одномандатников, половина - партии. А через один созыв стать полностью одномандатной.

- Шли годы, как говорится. А люди, вышедшие на площадь, хотят сегодня, сейчас.

- Сегодня и сейчас - это всегда 1917 год получается. Нужно выслушать оппозицию. Пусть объявят свою программу. Свои кадровые предложения. Вы кого хотите? Премьером Ходорковского, а вице-премьерами Березовского, Гусинского, Касьянова, Каспарова? Вот уж займутся ребята переделом нефти-газа-кнопок… Только кому в стране от этого станет легче жить?

- Вы утрируете. На площади было немало дельных, не скомпрометировавших себя людей, которые могли бы быть успешными во власти.

- Но оппозиция, которая стоит на трибуне, не предлагает во власть людей с площади, они предлагают себя. Считаю, нужно пустить оппозицию в эфир и печатные СМИ. А государству нужно из СМИ уходить . ВГТРК, РИА «Новости» и «Российской газеты» для представления мнения власти вполне достаточно.

Демонстрация в феврале 1917 года. Как говорится, найдите отличия с декабрем 2011-го на фото слева.

Демонстрация в феврале 1917 года. Как говорится, найдите отличия с декабрем 2011-го на фото слева.

Фото: РИА Новости

Далее. Сколько можно всем рулить из Москвы? Отдайте регионам большую часть налогов: налог на вмененный доход, упрощенку, штрафы, сборы, весь подоходный - 13%, чтобы регионы были заинтересованы, чтобы на месте зарплату платили всю в белую. Объявите о поэтапном отказе от НДС. Это самый бессмысленный и коррупционноемкий налог. Замените его налогом с продаж. Прозрачно, понятно. Есть еще множество простых, быстрых решений.

- Например, убрать мигалки - рублевская публика вышла на митинг, что достали эти спецпроезды и перекрытия трасс.

- Давно пора прекратить этот цирк с перекрытием Кутузовского. Кстати, напомню, еще шесть лет назад группа депутатов (все - от «ЕР»!) и ваш покорный слуга предлагали отменить мигалки и перекрытия. Наш законопроект не прошел.

- Увидели ли вы решения в статье Путина «Россия сосредотачивается» (подробнее)?

- Путин сделал сильный политический ход, изменив повестку предвыборной дискуссии. Вместо революционной фразеологии премьер предлагает обсуждать конкретную программу действий кандидатов в президенты. А здесь не сильна оппозиция. Объединить программу и революционную фразу, как это гениально сделали большевики: «Земля - крестьянам! Заводы - рабочим!», никто из имеющихся лидеров-оппозиционеров не потянет… Но и у парламентской оппозиции есть очевидные направления для совместной деятельности вместе с властью и в интересах всего общества. Это сферы, в которых совпадают интересы всех: от либералов до патриотов. Во-первых, создание подлинно независимого суда. Без этого страна не может свободно дышать. И второе - коррупция. Видимо, изнутри ее победить невозможно, но зато есть отличная возможность для оппозиции принести пользу обществу.

- Если будет очередной митинг, пойдете? Попросите слова как человек, проигравший выборы?

- Нет. Мне на трибуне с половиной из организаторов как-то рядом даже стоять неприятно. Но я готов быть с людьми, которые приходят на митинг, потому что там и мои друзья, люди, которые не хотят бунта, а хотят справедливости, быть услышанными. Давайте их отличать от «революционеров». И сделаем все, чтобы эти люди хотели жить и работать в России и для России, здесь растить своих детей.