Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика20 апреля 2017 22:00

Как Сибирь притянет миллиарды

Во второй день работы Красноярского экономического форума обсуждают потенциал развития Сибири
Елена ГОЛУБЕВА
Российские производители готовы делать из алюминия продукцию с высокой добавленной стоимостью. Фото: Русал

Российские производители готовы делать из алюминия продукцию с высокой добавленной стоимостью. Фото: Русал

Среди участников «мозгового штурма» полпред Президента РФ в Сибирском ФО Сергей Меняйло, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, известный российский промышленник Олег Дерипаска. И всем этим людям есть что обсудить. Очевидно, что власти и бизнесу пора договориться, как сформировать условия гарантированного роста экономики и привлечения инвесторов в регион. И определить, в какие отрасли эти инвестиции должны быть направлены.

Так, при существующих возможностях экологического и этнического туризма на Байкале, в Хакасии или Красноярском крае эта отрасль практически не развита.

В 2016 году Сибирь вошла в рейтинг 50 «наиболее интересных мест для туризма» по версии журнала Travel+Leisure (одного из самых читаемых журналов для путешественников), а поездка по Транссибу - в число 20 «наиболее интересных путешествий» по версии британского издания The Telegraph. При этом только один из 10 крупнейших тур­операторов России продвигает туры на Байкал, и ни одно из агентств не предлагает туры в другие регионы Сибири.

Кроме того, на этой огромной территории по-прежнему малодоступными остаются авиаперевозки. Например, билет туда-обратно из Москвы в Улан-Удэ, купленный за два месяца до вылета, будет стоить в 1,5 раза дороже, чем перелет в Пекин или даже более удаленный Хабаровск. Ряд аэропортов Сибири - к примеру, в Иркутске, Омске, Чите, - находятся в неразвитом состоянии и требуют модернизации.

А аэропорт Красноярска, новый терминал в котором уже почти построен, может не только быть удобным пассажирским аэропортом, но стать еще и ключевым пунктом инфраструктурного развития региона, если на его основе будет создан логистический хаб, который перетянет на себя транспортные потоки, пока что уходящие в Азию.

Инфраструктура по-прежнему является одной из ключевых областей для развития.

«Реализация потенциала Сибири требует создания центра экономического развития, основанного на передовых технологиях и предусматривающего комплексное развитие территории», - отмечает председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс. По его мнению, Красноярск как нельзя лучше соответствует такой роли. Такая структура могла бы обеспечить координацию деятельности между федеральными, региональными органами власти и предпринимателями.

«Развитие макрорегиона необходимо рассматривать комплексно, - соглашается Олег Дерипаска, председатель наблюдательного совета «Базового Элемента» и президент компании РУСАЛ. - Только сочетание энергетического, промышленного, научного и рекреационного потенциала регионов Сибири позволит обеспечить общий прорыв. Все технологические цепочки нужно рассматривать в комплексе.

Например, недавно РУСАЛ стал инициатором создания в Красноярске технологической долины, на базе которой планируется развитие инновационных производств по созданию продукции с высокой добавленной стоимостью, т. е. использование алюминия, который производится тут же, для создания конечной продукции или полуфабрикатов - скажем, автомобильных дисков, оконных профилей и прочих изделий. Все это можно и нужно производить в России. Ведь в Сибири сосредоточены крупные научные и технические центры, соответственно необходимо развитие технологичных производств, которые будут способствовать созданию высокопроизводительных рабочих мест».